Специфика организации образовательного процесса в условиях интернационализации (на примере китайских студентов ФГУ МГУ имени М.В. Ломоносова)
Ключевые слова:
Интернационализация высшего образования, образовательная стратегия, российско-китайское сотрудничество, МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет государственного управления, совместный университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, международное сотрудничество.Аннотация
В статье дается оценка российских тенденций интернационализации высшего образования, наращивания темпов российско-китайского сотрудничества и стремительного роста численности студентов из КНР в российских вузах; анализируется уникальный опыт создания совместного российско-китайского университета МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне и открытия в нем факультета управления при участии административного и профессорско-преподавательского состава факультета государственного управления (ФГУ) МГУ имени М.В. Ломоносова. Представленный в статье теоретико-практический анализ подтверждает актуальность процессов интернационализации российского высшего образования и успешность выполнения стратегических задач в рамках Концепции гуманитарной политики Российской Федерации и других государственных проектов, направленных на укрепление культурного и интеллектуального влияния России в мире. Кроме того, раскрываются специфические проблемы организационного и коммуникативного характера, сопровождающие процессы интернационализации российского высшего образования на примере одного из ведущих факультетов Московского университета. В статье используются результаты социологического исследования, проведенного среди китайских студентов магистратуры ФГУ МГУ, а также практические данные опыта авторов в учебной и административной работе со студентами из КНР. В качестве методов исследования выступили: теоретические методы — анализ научной литературы по проблеме исследования; контент-анализ нормативно-правовых актов и учебно-методических материалов в сфере высшего образования; эмпирические методы — анкетный опрос; интерпретационные методы — сравнительный и уровневый анализ результатов исследования; статистические методы — метод описательной статистики. На примере конкретного структурного подразделения сформулированы практические рекомендации по управлению образовательной стратегией в отношении студентов из КНР в условиях актуальных процессов интернационализации (стратегия приемной кампании, изменение учебного плана, привлечение дополнительных кадровых ресурсов, социальные меры и др.).
Библиографические ссылки
Андрюшина Е.В. Перспективы формирования россиецентристской модели высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 104. С. 7–17. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-104-2024-7-17
Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
Прохоров А.В. Интернационализация высшего образования: состояние, проблемы, перспективы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2012. № 2(4). С. 8–17.
Рябинина А.М. Тенденции академической мобильности в условиях пандемии COVID-19 на примере МГУ имени М.В. Ломоносова // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 92. С. 216–238. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-92-216-238
Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / под ред. Т.М. Малевой. М.: Гендальф, 2003.
Сун Л. Опыт и перспективы сотрудничества Пекинского политехнического института с Россией в области высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2021. Т. 66. № 1. С. 114–131. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2021.107
Тезйел А.Х. Российская аспирантура после ее реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 493–512.
Тин У. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы, пути решения // Образование и право. 2020. № 11. С. 187–190. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-11128
Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009.
Тюменцева Е.В., Панова Е.П., Осипов Е.М., Бубнова М.И., Фролова Н.Н. Качество образования в условиях цифровой образовательной среды // Образование и право. 2022. № 9. С. 243–255. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-243-254
Akhtyamova D.Sh., Liu Chaojie. Internationalization of Russia Higher Education Based on Interaction between Chinese and Russian Higher Education Institutions // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 2(87). С. 49–57.
Chu K., Zhu F. Impact of Cultural Intelligence on the Cross-Cultural Adaptation of International Students in China: The Mediating Effect of Psychological Resilience // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1077424.
Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam: Sense Publishers, 2008.
Wit H., Hunter F. The Future of Internationalization of Higher Education in Europe // International Higher Education. 2015. Vol. 83. P. 2–3. DOI: 10.6017/ihe.2015.83.9073