Информационная война как политический вызов постмодерна (по материалам парламентских выборов 1999 года)

Информационная война как политический вызов постмодерна (по материалам парламентских выборов 1999 года)

Авторы

Ключевые слова:

С.Л. Доренко, Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков, А.А. Вешняков, выборы, информационная война, постмодерн

Аннотация

Парламентские выборы 1999 г. запомнились беспрецедентной дискредитацией статусных политиков, вознамерившихся бросить вызов «партии Кремля». Наиболее ярким примером «информационной вакханалии» стала авторская телепрограмма Сергея Доренко, которая была направлена на очернение лидеров избирательного объединения «Отечество — Вся Россия» (Е. Примакова и Ю. Лужкова). Практически каждый исследователь, изучающий выборы в III Думу, не может обойти вниманием этот скандальный телепроект. Вместе с тем «феномен Доренко» как важный информационно-политический фактор выборов 1999 г. пока что не получил глубокого и всестороннего осмысления. Авторы в основном ограничиваются упоминанием наиболее ярких моментов известного «предвыборного сериала», одновременно указывая на недопустимость приемов и методов, которые использовал известный «телекиллер». При этом остается неясно, почему «Программа Сергея Доренко» произвела настолько сильный политический эффект, который превзошел агитационно-пропагандистские усилия практически всех политических партий. Объяснить данный феномен исключительно одним «талантом» ведущего, виртуозно владевшего искусством черного пиара, без погружения в онтологическую суть известной медиастратегии едва ли представляется возможным. Цель данной статьи состоит в том, чтобы, несколько абстрагируясь от морально-этических оценок, рассмотреть предвыборную «Программу Сергея Доренко» как некую медиаигру, которая велась в координатах социально-культурной парадигмы постмодерна. Суть этой игры так и осталась недосягаемой для оппонентов и современников, воспринявших данный телепроект исключительно как «медиакиллерство» и «войну компромата». Следует учесть, что новое прочтение данной темы стало возможным в связи с интенсивным развитием в последние годы современных информационно-коммуникативных практик и медиадискурса. 

Биография автора

Волгин Евгений Игоревич, МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат политических наук, доцент, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 1885-0532

plytony@yandex.ru

Библиографические ссылки

Бузин А.Ю. Российские выборы: изнутри, снаружи, сбоку. М.: КнигИздат, 2020.

Вахрушев В.С. Постмодернизм… И несть ему конца? // Волга. 1999. № 10. URL: https://magazines.gorky.media/volga/1999/10/postmodernizm-i-nest-emu-koncza.html

Волгин Е.И. Проблема сохранения смешанной избирательной системы в РФ во второй половине 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2020. № 6. С. 116–142.

Калашников И.Е. СМИ как инструмент отстаивания политических интересов финансовых элит в России 1991–2000 гг. на примере «Программы Сергея Доренко» // Молодой ученый. 2018. № 24(210). С. 241–244.

Каширин А.А. Сравнительный анализ экстралингвистических особенностей авторских информационно-аналитических телепрограмм // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 4. С. 59–71.

Логинов Г.А. Цивилизация постмодерна как гностическая цивилизация и торжество небытия // Credo New. 2018. № 2. URL: http://credo-new.ru/archives/1368.

Скайнер Л. Публичные выборы и частные интересы. Роль СМИ в российских парламентских выборах 1999 года // Конституционное право. Восточноевропейское Обозрение. 2001. № 4. С. 30–42.

Тарасенко Т.П. Медийные метафоры в предвыборном дискурсе как трансляторы лингвоментальной картины мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-3. С. 167–170.

Цуканов Е.А. Медиакиллерство как гностическая дискурсивная практика // Дискурс-Пи. 2018. № 3-4(32-33). С. 183–191. DOI: 10.17506/dipi.2018.33.4.183191.

Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. Media and Political Persuasion: Evidence from Russia // American Economic Review. 2010. Vol. 101. No. 7. P. 3253–3285. DOI: 10.1257/aer.101.7.3253.

McFaul M. Russia’s 1999 Parliamentary Elections: Party Consolidation and Fragmentation // Demokratizasiya. 2000. Vol. 8. No. 1. P. 5–23.

White S., Oates S., McAllister I. Media Effects and Russian Elections // British Journal of Political Science. 2005. Vol. 35. No. 2. P. 191–208. DOI: https://doi.org/10.1017/S0007123405000116.

Загрузки

Опубликован

30.10.2021

Как цитировать

Информационная война как политический вызов постмодерна (по материалам парламентских выборов 1999 года). (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 88, 104-118. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/125

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Информационная война как политический вызов постмодерна (по материалам парламентских выборов 1999 года). (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 88, 104-118. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/125

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

91-100 из 182

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...