Государственное управление. Электронный вестник

Цифровизация как фактор устойчивого развития компании

Авторы

  • Гудкова Татьяна Викторовна

    МГУ имени М.В. Ломоносова
    Автор
  • Синицын Степан Александрович

    МГУ имени М.В. Ломоносова
    Автор

Ключевые слова:

Цифровизация, корпоративная социальная ответственность, критерии ESG, ESG-риски, устойчивое развитие компании

Аннотация

Соответствие концепции устойчивого развития сегодня является распространенной целью для руководства компаний. Придерживаясь такой стратегии, компания получает ряд конкурентных преимуществ, таких как более высокая привлекательность в глазах инвесторов, позитивный имидж в обществе, соответствие критериям низкоуглеродного развития. В настоящее время актуальна также и проблема интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы. В данной работе изучается влияние уровня цифровизации бизнес-среды, в которой компания ведет свою деятельность, на ее активность в решении экологических, социальных и управленческих проблем. С помощью эконометрического моделирования исследуется влияние цифровизации на критерии ESG, характеризующие уровень устойчивости управления компанией. Авторами были обоснованы и проверены следующие гипотезы: (H1) компании, ведущие деятельность в странах с высоким уровнем цифровизации, подвержены меньшим рискам, связанным с проблемами экологического (H2), социального (H3) и управленческого (H4) характера. Отдельно в рамках данного исследования была выдвинута и проверена гипотеза (H5) о том, что влияние цифровизации на показатели устойчивого развития компании различно в традиционных отраслях и в отраслях непроизводственной сферы и сферы высоких технологий. Регрессионный анализ показал, что в странах с более развитой цифровой средой компании более устойчивы в соответствии с экологическими и социальными показателями ESG. Потенциальная связь цифровизации и показателей устойчивого корпоративного управления компаний не подтвердилась. Результаты дополнительного эконометрического исследования на подвыборках компаний из разных отраслей выявило, что компании отраслей тяжелой и добывающей промышленности, а также компании энергетического сектора имеют больший потенциал для улучшения экологических и социальных показателей за счет цифровизации. Несмотря на ряд ограничений, полученные результаты исследования могут быть использованы менеджментом при разработке стратегии устойчивого развития компании.

Информация об авторах

  • Гудкова Татьяна Викторовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

    Кандидат экономических наук, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

    SPIN-код РИНЦ: 3632-5272

    gudkova@econ.msu.ru

  • Синицын Степан Александрович, МГУ имени М.В. Ломоносова

    Бакалавр экономики, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

    step_sinitsyn@mail.ru

Библиографические ссылки

Гудкова Т.В. Цифровые технологии фирмы, ключевого звена американской экономики // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019b. № 1 (589). С. 63–75. DOI: 10.31857/S032120680003606-0

Гудкова Т.В. Экономическая эволюция фирмы: от классической концепции к цифровой экосистеме // Экономическое возрождение России. 2019а. № 4 (62). С. 74–84.

Гудкова Т.В., Заздравных А.В. Цифровая трансформация фирмы: предпосылки теоретического анализа и проблемы реализации на практике // Проблемы современной экономики. 2021. № 2 (78). С. 27–31.

Мальцев А.А., Мальцева В.А. Цифровизация экономики в контексте реализации Целей устойчивого развития: обзор ключевых экспертных докладов 2019 г. // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 4. С. 189–195. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-04-09

Пороховский А.А. Цифровизация и искусственный интеллект: перспективы и вызовы // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 2. С. 84–91. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-2-84-91

Bhaskaran R.K., Ting I.WK., Sukumaran S.K., Sumod S.D. Environmental, Social and Governance Initiatives and Wealth Creation for Firms: An Empirical Examination // Managerial and Decision Economics. 2020. Vol. 41. Is. 5. P. 710–729. DOI: 10.1002/mde.3131

Brammer S., Brooks C., Pavelin S. Corporate Social Performance and Stock Returns: UK Evidence from Disaggregate Measures // Financial Management. 2006. Vol. 35. Is. 3. P. 97–116. DOI: 10.1111/j.1755-053X.2006.tb00149.x

Brynjolfsson E., Hitt L.M. Beyond computation: Information Technology, Organizational Transformation and Business Performance // The Journal of Economic Perspectives. 2000. Vol. 14. Is. 4. P. 23–48. DOI:10.1257/jep.14.4.23

Cahan S.F., Chen C., Chen L., Nguyen N.H. Corporate Social Responsibility and Media Coverage // Journal of Banking & Finance. 2015. Vol. 59. P. 409–422.

Cherkasova V., Nenuzhenko I. Investment in ESG Projects and Corporate Performance of Multinational Companies // Journal of Economic Integration. 2022. Vol. 37. Is. 1. P. 54–92. DOI: 10.11130/jei.2022.37.1.54

Etzion D., Aragon-Correa A. Big Data, Management, and Sustainability: Strategic Opportunities Ahead // Organization & Environment. 2016. Vol. 29. Is. 2. P. 147–155. DOI: 10.1177/1086026616650437

Khaled R., Ali H., Mohamed E.K. The Sustainable Development Goals and Corporate Sustainability Performance: Mapping, Extent and Determinants // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 311. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.127599

Lee D.D., Faff R.W., Langfeld-Smith K. Revisiting the Vexing Question: Does Superior Corporate Social Performance Lead to Improved Financial Performance? // Australian Journal of Management. 2009. Vol. 34. Is. 1. P. 21–49. DOI: 10.1177/031289620903400103

Lock I., Seele P. Theorizing Stakeholders of Sustainability in the Digital Age // Sustainability Science. 2017. Vol. 12. P. 235–245. DOI: 10.1007/s11625-016-0404-2

Negroponte N. Being Digital. London: Hodder and Stoughton, 1995.

Stuermer M, Abu-Tayeh G, Myrach T. Digital Sustainability: Basic Conditions for Sustainable Digital Artifacts and Their Ecosystems // Sustainability Science. 2017. Vol. 12. P. 247–262. DOI: 10.1007/s11625-016-0412-2

Surroca J., Tribó J.A., Waddock S. Corporate Responsibility and Financial Performance: The Role of Intangible Resources // Strategic Management Journal. 2010. Vol. 31. Is. 5. P. 463–490. DOI: 10.1002/smj.820

Tapscott D. The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill, 2014.

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 203

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.