Государственное управление. Электронный вестник

Бережливый стартап для повышения конкурентоспособности российских вузов: научно-теоретические аспекты

Авторы

  • Шаймиева Эльмира Шамилевна

    Автор
  • Гумерова Гюзель Исаевна

    Автор
  • Гареева Эльвина Римовна

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-110-2025-166-178

Ключевые слова:

Бережливое управление, бережливый стартап, ценностный продукт, минимально жизнеспособный продукт, производительность труда, конкурентоспособность вузов.

Аннотация

Бережливый (экономичный) стартап — новый объект исследования внедрения бережливого управления как определенной концепции управления в российских вузах на основе системы стандартов в области бережливого производства и рассматривается в качестве возможности повышения конкурентоспособности вузов. Объект исследования — бережливое управление в вузе как источник повышения его конкурентоспособности; предмет — бережливый стартап как компонент бережливого управления в вузах, где выгодополучателями являются «внешний» и «внутренний» участники образовательного процесса, отражающий конкурентные преимущества вуза в областях «инновационное предпринимательство», «социальная сфера». К целям исследования относятся актуализация развития бережливого управления в вузах и уточнение участников рынка бережливого управления в российских вузах. Методы включают общенаучные методы, анализ контента сайта Ассоциации бережливых вузов. Информационную базу исследования составляют труды в Научной электронной библиотеке (elibrary), Google Scholar. В результате проведенного анализа на основе рассмотрения работ в области «Публикационная активность» с 2020 года по настоящее время уточнена эволюция развития бережливого управления в вузах, в российском образовательном пространстве в целом; уточнены понятия бережливого управления в вузах и бережливого стартапа в широком и узком смысле слова. Отмечено, что принципиальным отличием бережливого управления в вузах в узком и широком понимании является наличие экосистемы вуза, сетевого характера взаимодействия всех ее участников. Сформированное определение носит методологическое значения для всей системы высшего образования и предполагает необходимость скорректировать стандарты бережливого управления с учетом сущности образования и формировать стандарты для создания нового продукта на основе стандартов бережливого управления согласно требованиям конкретного направления индустриального партнера (промышленности, сферы услуг, здравоохранения, креативных индустрий).

Информация об авторах

  • Шаймиева Эльмира Шамилевна

    Доктор экономических наук
    SPIN-код РИНЦ: 5592-5270
    ORCID: 0000-0002-9588-0199
    shaimieva@ieml.ru

    Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, РФ

  • Гумерова Гюзель Исаевна

    Доктор экономических наук, профессор
    SPIN-код РИНЦ: 4426-5494
    ORCID: 0000-0002-5198-7576
    GIGumerova@fa.ru

    Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, РФ

  • Гареева Эльвина Римовна

    Студент бакалавриата
    ORCID: 0009-0005-9409-1963
    elvina.gareeva20030907@gmail.com

    Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, РФ

Библиографические ссылки

Антонова И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях Республики Татарстан. Казань: Познание, 2013.

Беляев Н.С., Чуднова О.А. Совершенствование деятельности предприятия на основе внедрения инновационного механизма управления проектами на базе Lean Startup // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1–4(69). С. 79–86.

Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Креативные индустрии в экономике данных: сущность и перспективы // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2024. № 3(78). С. 60–72. DOI: 10.52897/2411-4588-2024-3-60-72

Леонова М.Б., Субботин С.А., Пензин О.В., Карпов О.Э. Специфика акселерации цифровых решений в медицинской организации // Врач и информационные технологии. 2023. № 1. С. 50–61. DOI: 10.25881/18110193_2023_1_50

Надреева Л.Л., Моисеев Р.Е., Зверев А.В. Роль активных методов обучения в формировании Lean-мышления // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32664444_39636666.pdf

Нехода Е.В., Рощина И.В., Пань Ли Эволюция форм совместной деятельности: от фордизма к экосистеме сотрудничества // Экономика труда. 2023. Т. 10. № 9. С. 1331–1352. DOI: 10.18334/et.10.9.118984

Пяткова О.Н., Лобова С.В. Обзор подходов к формированию ценностного предложения в инновационных стартапах // Профессорский журнал. Серия: экономические науки. 2024. № 2(2). С. 23–32. DOI: 10.18572/3034-2341-2024-2-2-23-32

Сальникова Ю.А. Технология трекинга в сопровождении стартап-проектов: ключевые роли и их функции // Научные записки НГУЭУ. 2023. № 2. С. 13–17.

Солодихина А.А., Солодихин М.В. Курс «Техно-стартап» Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2(82). С. 132–143. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143

Суровицкая Г.В. Модели реализации инновационной политики университетов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2023. № 2. С. 77–86. DOI: 10.21685/2227-8486-2023-2-5

Федосеева З.А. Внедрение бережливых технологий в условиях образовательной системы региона // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3(39). С. 114–121.

Федорова Е.А., Невар В.С., Казакова Н.А. Обоснование развития современного бизнеса на основе модели «бережливого стартапа» // Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения. Москва: Издательство «Аудитор», 2017. С. 116–125.

Шабалин М.В., Решетникова Ю.С. Немков А.Г, Куликова И.Б. Использование MVP в разработке программного продукта информационной системы мониторинга инфекционных заболеваний // Менеджер здравоохранения. 2023. № 12. С. 51–59. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-51-59

Khan S., Dimache A., Gorman D., Gachon C. Lean in Higher Educational Institutes: A Literature Review // Studies in Educational Management. 2024. Vol. 15. P. 1–19. DOI: 10.32038/sem.2024.15.01

Kaylan K.B., Russel S.M., Justice C.N., Sheena M.K., Hirshfield L.E., Heiman H.L., Curry R.H. Applying the Lean Startup Method to Structure Project-Based, Student-Driven Curricular Enhancements // Teaching and Learning in Medicine. 2021. Vol. 34. Is. 4. P. 434–443. DOI: 10.1080/10401334.2021.1928501

Scuotto V., Alfiero S., Cuomo M.T. Monge F. Knowledge Management and Technological Innovation in Family SMEs Context // Journal of Knowledge Management. 2024. Vol. 28 Is. 3. P. 789–798. DOI: 10.1108/JKM-04-2023-0281

Загрузки

Опубликован

27.06.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 126

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.