Бизнес-экосистема и ее влияние на государственное управление предпринимательской деятельностью: теоретический обзор предметной области
Ключевые слова:
Бизнес-экосистема, минимально жизнеспособная экосистема, типы бизнес-экосистем, преимущества бизнес-экосистемы, ключевые факторы успеха бизнес-экосистемы, система государственного и муниципального управленияАннотация
В статье исследуется одна из двух доминантных бизнес-моделей цифровой экономики — бизнес-экосистема, базирующаяся на цифровой платформе и способная обеспечить с помощью цифровых технологий отдельным экосистемам быстрое масштабирование бизнеса в системе государственного и муниципального управления; обосновывается необходимость использования популяционно-экологического подхода в качестве концептуальной основы, объясняющей, от каких факторов зависит количество и распределение организаций в экосистеме. Раскрывается также суть биологической экосистемы и схожесть с ней цифровой бизнес-экосистемы. Дается интерпретация трем принципам, между которыми существует взаимосвязь и которых следует придерживаться при строительстве бизнес-экосистемы, для того чтобы построить успешный бизнес; приведено различие между минимально жизнеспособной экосистемой и минимально жизнеспособным продуктом. Представлен сравнительный анализ ключевых типов бизнес-экосистем, их целей и различий в рамках системы государственного и муниципального управления. В результате выявлены преимущества и недостатки бизнес-экосистемы в сравнении с другими моделями управления. Особое внимание уделено выделению и анализу ключевых факторов, являющихся общими для успешных (по мнению координатора) цифровых бизнес-экосистем. В связи со сложностью объекта анализа показано, что управленцы государственного аппарата не учитывают все факторы, которые обеспечивают успех бизнес-экосистемам и данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. Таким образом, определено, в каких ситуациях бизнес-экосистема является более предпочтительной и перспективной моделью в системе государственной и муниципальной поддержки предпринимательства по сравнению с другими моделями управления, и сделан вывод о том, что в перспективе ее значимость в бизнесе будет только возрастать.
Библиографические ссылки
Аднер Р. Стратегия процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
Ажар А. Экспонента. Как быстрое развитие технологий меняет бизнес, политику и общество. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
Безос Дж. Invent and Wander. Избранные статьи создателя Amazon Джеффа Безоса. М.: Бомбора, 2021.
Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л», 2012.
Бычкова И.И. Банковская экосистема: современные тренды в финансовой сфере // Научный вестник ЮИМ. 2020. №1. С. 42–46. DOI: 10.31775/2305-3100-2020-1-42-46
Ваханский О.С., Каталевский Д.Ю. Конкурентное преимущество в эпоху цифровизации // Российский журнал менеджмента. 2022. № 1. С. 5–27. DOI: 10.21638/spbu18.2022.101
Говард Ю. Бизнес-прорыв: как быть уникальным в мире, где все можно скопировать. М.: Эксмо, 2021.
Джекобайдс М.Дж., Ланг Н., Лув Н., Щепэнски К. Что такое успешная цифровая экосистема? // BCG Review. 2019. № 48. С. 37–43.
Иванов А.Л., Шустова И.С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 5. С. 655–670. DOI: 10.18334/ce.14.5.110151
Исаева А.Э. Цифровая платформа как одна из доминантных бизнес-моделей цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 91. С. 209–225. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-91-209-225
Каленов О.Е. Развитие концепции экосистем в экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. № 1. С. 37–46. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-1-37-46
Морган Г. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития. М.: Вершина, 2006.
Паркер Д., Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Петрунин Ю.Ю., Пугачева А.Е. Имплементация технологий искусственного интеллекта для отбора персонала российских компаний // Безопасность цифровых технологий. 2021. № 2. С. 97–121. DOI: 10.17212/2782-2230-2021-2-97-121
Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: ООО «Альпина Паблишер», 2017.
Ульрих Д., Юнг А. Новая модель организации: как построить более сильную и гибкую организацию по правилам ведущих компаний мира. М.: Эксмо, 2022.
Хастингс Р., Мейер Э. Никаких правил: уникальная культура Netflix. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
Хоффман Р., Йе К. Блиц-масштабирование: как создать крупный бизнес со скоростью света. М.: Альпина Паблишер, 2019.
Цао Я. Философия Haier: Перерождение 2.0. М.: Олимп-Бизнес, 2019.
Цзэн М. Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе: Сетевое взаимодействие и анализ данных. М.: Альпина Паблишер, 2022.
Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. 2017. Vol. 43. Is. 1. P. 39–58.
DOI: 10.1177/0149206316678451
Isenberg D. What an Entrepreneurship Ecosystem Actually Is // Harvard Business Review. 2014. Vol. 5.
URL: https://hbr.org/2014/05/what-an-entrepreneurial-ecosystem-actually-is
Moor J.E. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. May/June.
URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition
Tansley A.G. The Use and Abuse of Vegetational Terms and Concepts // Ecology. 1935. Vol. 16. Is. 3. P. 284–307. DOI: 10.2307/1930070