Методология построения индексов детского благополучия для мониторинга положения детей в рамках реализации Десятилетия детства в России

Методология построения индексов детского благополучия для мониторинга положения детей в рамках реализации Десятилетия детства в России

Авторы

Ключевые слова:

Индекс детского благополучия, дети, регионы России, мониторинг положения детей, субъективное благополучие

Аннотация

Работа посвящена методологии оценки уровня детского благополучия. С опорой на направления проекта Плана первоочередных мероприятий до 2027 года по реализации программы Десятилетия детства, рекомендации экспертов ЮНИСЕФ, с использованием имеющихся доступных показателей в российской статистике и нескольких планируемых новых показателей были разработаны многомерный индекс детского благополучия и индекс субъективного детского благополучия для оценки положения детей и подростков в России в целом и в субъектах РФ в частности. В статье обобщен международный опыт построения таких индексов, изложены принципы и алгоритм построения индексов для мониторинга детского благополучия в рамках программы Десятилетия детства, выполнено построение двух указанных индексов, апробирован индекс детского благополучия на данных переписей, текущего учета и выборочных обследований Росстата. Апробация индекса детского благополучия произведена нами двумя методами: на основе усреднения рангов регионов и на основе расчета z-оценок. Получены сопоставимые рейтинги регионов по индексу детского благополучия. В основу построения индексов положен принцип учета различных типов результатов реализации программы Десятилетия детства для выделения самых важных «конечных результатов», которые должны стать ключевыми в оценке положения детей, сделан акцент на приоритете интересов ребенка в изучении положения детей. Помимо разрабатываемых и публикуемых статистических показателей, в статье предлагаются перспективные индикаторы, которые дадут улучшенную оценку детского благополучия. По мнению авторов, разработанные индексы позволят не только отслеживать результативность мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, но и осуществлять мониторинг положения детей и подростков в различных сферах жизнедеятельности в субъектах РФ. 

Биографии авторов

Калабихина Ирина Евгеньевна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Доктор экономических наук, профессор, экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 4797-0588

ikalabikhina@yandex.ru

Казбекова Зарина Германовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Аспирант, экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 2447-0234

kazbekova.zarina@bk.ru

Библиографические ссылки

Калабихина И.Е., Кучмаева О.В. Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы // Вопросы статистики. 2013. № 10. С. 29–35.

Aber J.L., Jones S. Indicators of Positive Development in Early Childhood: Improving Concepts and Measures // Hauser R.M., Brown B.V., Prosser W.R. (eds.) Indicators of Children’s Well-Being. New York: Russell Sage Foundation, 1997. P. 395 408.

Amerijckx G., Humblet P.C. Child well‐being: What does it mean? // Children & Society. 2014. Vol. 28. No. 5. P. 404–415. DOI: https://doi.org/10.1111/chso.12003.

Ben-Arieh A. Beyond Welfare: Measuring and Monitoring the State of Children: New Trends and Domains // Social Indicators Research. 2000. Vol. 52. P. 235–257. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1007009414348.

Ben-Arieh A. Measuring and Monitoring the Well-Being of Young Children around the World // Education for All Global Monitoring Report. 2007. P. 9–22.

Ben-Arieh A., Casas F., Frønes I., Korbin J. Multifaceted Concept of Child Well-Being // Ben-Arieh A.,

Casas F., Frønes I., Korbin J. (eds.) Handbook of Child Well-Being. Springer, Dordrecht, 2014. P. 1–27. DOI: https://doi.org/10.1007/978-90-481-9063-8_134.

Exenberger S., Banzer R., Christy J., Höfer S., Juen B. Eastern and Western Children’s Voices on their Well-Being // Child Indicators Research. 2019. Vol. 12. P. 747–768. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-018-9541-8.

Garris B.R., Weber A.J. Relationships Influence Health: Family Theory in Health-Care Research // Journal of Family Theory & Review. 2018. Vol. 10. P. 712–734. DOI: https://doi.org/10.1111/jftr.12294.

Jiang S., Ngai S. Assessing Multiple Domains of Child Well-Being: Preliminary Development and Validation of the Multidimensional Child Well-Being Scale (MCWBS) // Current Psychology. 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-020-01063-x.

Lansford J.E., Ben Brik A., Al Fara H.A. Framework for Child Well-Being in the Gulf Countries // Child Indicators Research. 2019. Vol. 12. P. 1971–1987. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-019-9620-5

Moore K.A., Halle T.G. Preventing Problems Vs. Promoting the Positive: What Do We Want for Our Children? // Advances in Life Course Research. 2001. Vol. 6. P. 141–170. DOI: https://doi.org/10.1016/S1040-2608(01)80009-5.

Moore K.A., Lippman L., Brown B. Indicators of Child Well-Being: The Promise for Positive Youth Development // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2004. Vol. 591. Is. 1. P. 125–145. DOI: https://doi.org/10.1177/0002716203260103.

Moore K.A., Theokas C., Lippman L., Bloch M., Vandivere S., O’Hare W. A Microdata Child Well-Being Index: Conceptualization, Creation, And Findings // Child Indicators Research. 2008. Vol. 1. Is. 1. P. 17–50. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-007-9000-4.

Rees G., Dinisman T. Comparing Children’s Experiences and Evaluations of Their Lives in 11 Different Countries // Child Indicators Research. 2015. Vol. 8. P. 5–31. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-014-9291-1.

Roehlkepartain E., Pekel K., Syvertsen A., Sethi J., Sullivan T., Scales P. Relationships First: Creating Connections That Help Young People Thrive. Minneapolis, MN: Search Institute, 2017.

Загрузки

Опубликован

30.10.2021

Как цитировать

Методология построения индексов детского благополучия для мониторинга положения детей в рамках реализации Десятилетия детства в России. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 88, 52-78. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/117

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Методология построения индексов детского благополучия для мониторинга положения детей в рамках реализации Десятилетия детства в России. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 88, 52-78. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/117

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

171-180 из 195

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...