Постсоветская историография государственной деятельности в сфере развития сельского хозяйства в Российской империи в XIX в.
Ключевые слова:
История России XIX в., сельскохозяйственное образование, агропропаганда, государственная политика, историографияАннотация
В статье анализируются работы современных отечественных исследователей становления российской сельскохозяйственной школы. На основе историко-системного метода с применением конкретно-исторического подхода определена специфика историографии на современном этапе; выявлены два основных направления научной мысли. Низшая сельскохозяйственная школа как инструмент экономического преобразования русской деревни представлена в исследованиях ученых южно-русских, черноземных регионов (М.Д. Книга, А.В. Третьяков). Вопросы распространения сельскохозяйственного просвещения рассмотрены с позиций исследования женского образования (Л.А. Бессмертная) и внешкольных форм преподавания. Комплексно исследовала этапы формирования опытного дела Е.Ю. Елина. Как систему образовательных учреждений российскую сельскохозяйственную школу рассматривали ученые в рамках региональных исследований (Ю.В. Чудновец) и на общероссийском уровне (В.П. Васильев, Н.А. Пичужкин). Вторым крупным направлением исследований является деятельность общественных сельскохозяйственных организаций и определение роли общественной инициативы в вопросах формирования системы сельскохозяйственного просвещения. Крупнейшими исследованиями деятельности Московского общества сельского хозяйства стали работы С.А. Козлова и А.А. Куренышева, направленные в том числе на выявление вклада общества в дело формирования российской агрономической научной школы. Предприняты попытки проанализировать роль общественной инициативы в вопросе выработки стратегии развития сельскохозяйственного образования. Н.В. Панина анализировала роль съездов деятелей по развитию профессионального образования. В.Н. Плаксин в рамках комплексного исследования становления аграрного образования в черноземном регионе исследовал значение института земской агрономии в деле повышения агрикультуры региона.
Библиографические ссылки
Васильев В.П., Пичужкин Н.А. Становление и развитие системы аграрного образования в России (XIX – начало XX века). Москва: ООО «УМЦ «Триада», 2017.
Гончаров Н.П. Государственная организация аграрной науки в России (К 175-летию РАСХН) // Историко-биологические исследования. 2012. Т. 4. № 3. С. 10–33.
Елина Е.Ю. От царских садов досоветских полей: история сельскохозяйственных опытных учреждений XVIII – 20-е годы XX вв.: в 2 т. М.: Ин-т истории естествознания и техники РАН, 2008.
Есиков С.А., Есикова М.М. Сельскохозяйственное просвещение и аграрная культура России в конце XIX – начале XX веков (1880–1917 гг.). СПб: Нестор, 2008.
Кабаненко М.Н., Угримова С.Н. Потенциал обеспечения продовольственной безопасности России // Фундаментальные исследования. 2019. № 5. С. 40–44.
Книга М.Д. Государство и сельскохозяйственные опытные учреждения России (конец XIX – начало ХХ вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. № 7(62). С. 158–163.
Книга М.Д. Первые шаги Министерства земледелия и государственных имуществ в сфере сельскохозяйственного просвещения в Российской империи в 90-х годах XIX века // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 4(47). С. 308–313.
Книга М.Д. Исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов Российской империи (XIX в.) // Вестник Брянского государственного университета. 2016a. № 3(29). С. 32–37.
Книга М.Д. Формы организации внешкольного сельскохозяйственного образования в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016b. № 12–2(74). С. 85–87.
Книга М.Д. Сельскохозяйственное просвещение и изменения в Воронежской деревне в период проведения столыпинской реформы // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2020. № 1. С. 109–115.
Козлов С.А. «Служение интересам всей страны»: Московское общество сельского хозяйства (1820–1930 гг.): в 3 томах. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2020. Т. 1.
Панина Н.В. Роль съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в подготовке квалифицированных кадров // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 16–22.
Плаксин В.Н. Роль и значение общественной инициативы в истории сельского хозяйства России конца XIX – начала XX вв. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2004. № 1(1). С. 49–51.
Плаксин В.Н. Государственные инициативы в области агрономической помощи российскому крестьянству (90-е гг. ХIХ – начало ХХ вв.) // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы научной и учебно-методической конференции научно-педагогических работников и аспирантов ВГАУ. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора
Петра I, 2018. С. 33–37.
Плаксин В.Н. Земская участковая агрономия в истории отечественного сельского хозяйства начала ХХ века // Наука, образование и инновации в современном мире (нои-2019): Материалы Национальной научной конференции Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им.
Императора Петра I, 2019. Часть II. С. 63–68.
Плаксин В.Н. Российское гражданское законодательство первой половины ХIХ в. как свидетельство завершения оформления государственной аграрной политики // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции (Воронеж, 10–27 марта 2020 года). Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2020. С. 3–7.
Пыльцина М.В. Сельскохозяйственные учреждения в странах Западной Европы в XIX в.: диалог государства и общества // Сельское хозяйство. 2017. № 4. С. 77–82. DOI: 10.7256/2453-8809.2017.4.26703
Рыжкова Е.В., Фадеева О.М., Широкорад И.И. Становление и развитие высшего аграрного образования в России (XIX – начало XX вв.) // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 5(377). С. 66–68. DOI: 10.24411/2587-6740-2020-15096
Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск: изд. Курского педагогического университета, 1997.
Третьяков А.В. Низшая школа сельского хозяйства России в конце XIX – начале XX веков. Курск: изд. Курского педагогического университета, 1998.
Третьяков А.В. Образовательное сельскохозяйственное законодательство пореформенной России — результат реформ 60–70-х годов XIX в. // Берегиня. 777. Сова. 2017. № 4(35). С. 18–26.
Фурсов В.Н., Книга М.Д. Сельскохозяйственное просвещение в Российской империи: этапы становления // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1(274). С. 115–117.
Юрченко Н.А., Константинов А.А., Овчинников В.И., Рубанов В.В. Кадровый голод в АПК // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 4. С. 22–26.