Особенности развития креативных индустрий в современной экономической политике
Ключевые слова:
Творческие индустрии, культурные индустрии, креативная экономика, государственная политика, институциональная классификацияАннотация
Продвижение креативных индустрий в отечественной экономике из года в год набирает популярность на протяжении последних 10 лет. Тем не менее, несмотря на наличие значительного творческого и интеллектуального потенциала, процесс признания человеческих способностей в качестве полноценной составляющей социально-экономического формирования регионов сталкивается с рядом проблем, для решения которых необходимо выработать новые научные и мировоззренческие подходы, соответствующие не только современным реалиям, но и способные развиваться в перспективе. Целью статьи является исследование особенностей образования творческих (креативных) индустрий с учетом их влияния на развитие креативной экономики России. Актуальность развития креативных индустрий в РФ объясняется наличием экономического содержания в процессе производства и коммерциализации креативного контента, наделенного своими особенностями роста в международной практике. Основными методами исследования развития креативной экономики в России стали конкретно-исторический метод (для раскрытия генезиса понятия «креативные индустрии»); метод систематизации и обобщения (для комплексного рассмотрения механизмов государственного содействия развитию креативной экономики); метод анализа документов (для изучения законодательства в исследуемой сфере); метод анализа и синтеза (для исследования зарубежной практики по представленной теме); метод логического обобщения (для разработки выводов и рекомендаций в сфере совершенствования государственной политики в направлении развития креативных индустрий согласно современным общемировым тенденциям). Дальнейшее развитие получило исследование государственной политики в сфере творческих индустрий, а также были определены направления совершенствования указанной государственной политики в условиях развертывания креативных трансформаций. В результате анализа теоретической базы креативных индустрий обозначены основные термины и понятия, среди которых: творческие (креативные) индустрии, креативная экономика и др. Оценка развития международной практики креативной экономики свидетельствует о наличии определенных взаимодействий с креативными индустриями, среди которых можно выделить экономическое развитие, торговлю, региональное экономическое планирование, политику рынка труда, внутренние и иностранные инвестиции, технологии и коммуникации, социальные вопросы, образование. В качестве направлений развития креативных индустрий следует обратить внимание на необходимость создания благоприятной институциональной системы, расширение законодательной основы, поддержку МСП, государственные программы по содействию инвестирования.
Библиографические ссылки
Агаева А.Р., Джабраилова А.О., Шемеева С.Х. Креативная экономика: перспективы развития DIGITAL технологий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8(121). С. 625–627. DOI: 10.34925/EIP.2020.121.8.126
Глейзер Э. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.
Глушкова Ю.О., Бабаян И.В. Теоретические подходы к анализу креативных индустрий // Beneficium. 2019. №3(32). С. 14–24. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).14-24
Григорян К.Г. Анализ креативных индустрий как нового сектора мировой экономики // E-Scio. 2019. № 11(38). С. 408–413.
Джейкобс Д. Жизнь и смерть больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.
Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 11. С. 2875–2898.
DOI: 10.18334/ce.14.11.111156
Кошкин А.В. Креативные индустрии: культурные проекты и политика правительства // Сфера культуры в глобальной экономике: от развития артрынка до брендов территорий и маркетинга. Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2020. С. 23–27.
Латышев Н.В. Креативные индустрии как сектор экономики // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 ч. Сургут, 22 апреля 2017 года. Сургут: Агентство международных исследований, 2017. Ч. 7. С. 151–155.
Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-ХХI, 2011.
Мальшина Н.А. Исследование методического инструментария процесса логистизации в креативной индустрии // Гуманитарный научный журнал. 2019. № 1. С. 74–86.
Мальшина Н.А. Креативная экономика и культурные индустрии России: проектирование, информационные технологии // Культурные индустрии в институтах общества потребления: материалы Всероссийской научной конференции. Великий Новгород, 7–8 апреля
года. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. С. 261–268. DOI: 10.34680/978-5-89896-672-0/2020.cultindustry.37
Молчанова А.Д. Проблемы креативных индустрий: способы и инструменты решения // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 158–160.
Салихов Б.В. Креативный капитал в экономике знаний. М.: Дашков и К, 2018.
Титова М.Н. Возможности диверсификации в создании креативных индустрий // EurasiaScience: сборник статей XXIV международной научно-практической конференции. Москва, 30 сентября 2019 года. Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2019. С. 144–145.
Ткаченко А.А. Креативная экономика и новые глобальные закономерности развития территорий // Евразийский юридический журнал. 2019. № 4(131). С. 434–436.
Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Хокинс Дж. Креативная экономика. М.: Классика-ХХІ, 2011.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. СПб: Медиум, 1996.
Arieti S. Creativity: The Magic Synthesis. New York: Basic Books, 1976.
Collins Р., Cunningham J. Creative Economies in Peripheral Regions. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.
Munro Th. Evolution in the Arts, and other Theory of Culture History. Cleveland (Ohio): Museum of Art, 1963.
Porfirio J., Carrilho T., Monico L. Entrepreneurship in Different Contexts in Cultural and Creative Industries // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69. Is. 11. P. 5117–5123. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.04.090