Государственное управление. Электронный вестник

Особенности развития креативных индустрий в современной экономической политике

Авторы

  • Шкарина Вера Сергеевна

    Российский государственный гуманитарный университет
    Автор

Ключевые слова:

Творческие индустрии, культурные индустрии, креативная экономика, государственная политика, институциональная классификация

Аннотация

Продвижение креативных индустрий в отечественной экономике из года в год набирает популярность на протяжении последних 10 лет. Тем не менее, несмотря на наличие значительного творческого и интеллектуального потенциала, процесс признания человеческих способностей в качестве полноценной составляющей социально-экономического формирования регионов сталкивается с рядом проблем, для решения которых необходимо выработать новые научные и мировоззренческие подходы, соответствующие не только современным реалиям, но и способные развиваться в перспективе. Целью статьи является исследование особенностей образования творческих (креативных) индустрий с учетом их влияния на развитие креативной экономики России. Актуальность развития креативных индустрий в РФ объясняется наличием экономического содержания в процессе производства и коммерциализации креативного контента, наделенного своими особенностями роста в международной практике. Основными методами исследования развития креативной экономики в России стали конкретно-исторический метод (для раскрытия генезиса понятия «креативные индустрии»); метод систематизации и обобщения (для комплексного рассмотрения механизмов государственного содействия развитию креативной экономики); метод анализа документов (для изучения законодательства в исследуемой сфере); метод анализа и синтеза (для исследования зарубежной практики по представленной теме); метод логического обобщения (для разработки выводов и рекомендаций в сфере совершенствования государственной политики в направлении развития креативных индустрий согласно современным общемировым тенденциям). Дальнейшее развитие получило исследование государственной политики в сфере творческих индустрий, а также были определены направления совершенствования указанной государственной политики в условиях развертывания креативных трансформаций. В результате анализа теоретической базы креативных индустрий обозначены основные термины и понятия, среди которых: творческие (креативные) индустрии, креативная экономика и др. Оценка развития международной практики креативной экономики свидетельствует о наличии определенных взаимодействий с креативными индустриями, среди которых можно выделить экономическое развитие, торговлю, региональное экономическое планирование, политику рынка труда, внутренние и иностранные инвестиции, технологии и коммуникации, социальные вопросы, образование. В качестве направлений развития креативных индустрий следует обратить внимание на необходимость создания благоприятной институциональной системы, расширение законодательной основы, поддержку МСП, государственные программы по содействию инвестирования.

Информация об авторе

  • Шкарина Вера Сергеевна, Российский государственный гуманитарный университет

    Кандидат экономических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, РФ.

     verashkarina@gmail.com

Библиографические ссылки

Агаева А.Р., Джабраилова А.О., Шемеева С.Х. Креативная экономика: перспективы развития DIGITAL технологий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8(121). С. 625–627. DOI: 10.34925/EIP.2020.121.8.126

Глейзер Э. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.

Глушкова Ю.О., Бабаян И.В. Теоретические подходы к анализу креативных индустрий // Beneficium. 2019. №3(32). С. 14–24. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).14-24

Григорян К.Г. Анализ креативных индустрий как нового сектора мировой экономики // E-Scio. 2019. № 11(38). С. 408–413.

Джейкобс Д. Жизнь и смерть больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.

Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 11. С. 2875–2898.

DOI: 10.18334/ce.14.11.111156

Кошкин А.В. Креативные индустрии: культурные проекты и политика правительства // Сфера культуры в глобальной экономике: от развития артрынка до брендов территорий и маркетинга. Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2020. С. 23–27.

Латышев Н.В. Креативные индустрии как сектор экономики // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 ч. Сургут, 22 апреля 2017 года. Сургут: Агентство международных исследований, 2017. Ч. 7. С. 151–155.

Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-ХХI, 2011.

Мальшина Н.А. Исследование методического инструментария процесса логистизации в креативной индустрии // Гуманитарный научный журнал. 2019. № 1. С. 74–86.

Мальшина Н.А. Креативная экономика и культурные индустрии России: проектирование, информационные технологии // Культурные индустрии в институтах общества потребления: материалы Всероссийской научной конференции. Великий Новгород, 7–8 апреля

года. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. С. 261–268. DOI: 10.34680/978-5-89896-672-0/2020.cultindustry.37

Молчанова А.Д. Проблемы креативных индустрий: способы и инструменты решения // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 158–160.

Салихов Б.В. Креативный капитал в экономике знаний. М.: Дашков и К, 2018.

Титова М.Н. Возможности диверсификации в создании креативных индустрий // EurasiaScience: сборник статей XXIV международной научно-практической конференции. Москва, 30 сентября 2019 года. Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2019. С. 144–145.

Ткаченко А.А. Креативная экономика и новые глобальные закономерности развития территорий // Евразийский юридический журнал. 2019. № 4(131). С. 434–436.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Хокинс Дж. Креативная экономика. М.: Классика-ХХІ, 2011.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. СПб: Медиум, 1996.

Arieti S. Creativity: The Magic Synthesis. New York: Basic Books, 1976.

Collins Р., Cunningham J. Creative Economies in Peripheral Regions. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.

Munro Th. Evolution in the Arts, and other Theory of Culture History. Cleveland (Ohio): Museum of Art, 1963.

Porfirio J., Carrilho T., Monico L. Entrepreneurship in Different Contexts in Cultural and Creative Industries // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69. Is. 11. P. 5117–5123. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.04.090

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Шкарина, В. (2022) “Особенности развития креативных индустрий в современной экономической политике”, Государственное управление. Электронный вестник, (94), pp. 133–144. Available at: https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/140 (Accessed: 9 March 2025).

Похожие статьи

1-10 из 148

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.