Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования

Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования

Авторы

  • Рябинина Анна Михайловна МГУ имени М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

Международный рынок образования, экспорт образования, интернационализация образования, образовательные услуги, образовательный продукт, импортеры и экспортеры образовательных услуг, конкуренция на рынке образования

Аннотация

В статье представлен анализ состояния международного рынка экспорта высшего образования и практики завоевания конкурентного преимущества ведущими вузами-лидерами рынка. Высшее образование рассматривается как высокотехнологическая, интеллектуальноемкая отрасль экономики страны, как способ производства интеллектуального капитала. Определены мировые тенденции и стратегия экспорта вузовского образования, и показано, что экспорт образовательных услуг, обеспечивающий высокое качество высшего образования и научных исследований, формирует высокий профессионализм педагогических кадров и является движущим механизмом интернационализации системы образования. Кроме того, он применяется в качестве инструмента «мягкой силы», влияния государства и служит существенной статьей дохода образовательной организации и региона. Современный рынок образования представлен такими странами, как США, Великобритания, Германия, Австралия, Китай и Россия, которые используют различные инструменты в завоевании рынка высшего образования. Конкурентоспособность Германии обеспечивается сравнительно невысокой оплатой образовательных услуг и высокими рейтингами научно-технических разработок, что является эффективным фактором привлечения иностранных студентов; Австралия эффективно использует миграционную политику, а Китай получает преференции за счет своего территориального положения, привлекая студентов из азиатских стран в силу отсутствия языкового барьера. Показано, что государственная политика существенно влияет на присутствие страны на рынках образования. Так, в Великобритании снизилось количество студентов из Евросоюза вследствие проведения правительством политики Brexit, государственная политика США привела к снижению количества китайских студентов, которые составляли наиболее массовый сегмент на рынке образования. Проведен анализ присутствия на международном рынке образования России, на основе которого предложены рекомендации по продвижению отечественного образования посредством применения разработанных моделей/технологий экспорта образовательных услуг.

Биография автора

Рябинина Анна Михайловна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 6390-9110 

RyabininaAM@spa.msu.ru; annamix81@mail.ru

Библиографические ссылки

Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007.

Васильева Е.И. Факторы развития экспорта образования в условиях глобализации // Молодежь в меняющемся мире: векторы развития в глобальной современности. Материалы X всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2019. С. 51–59.

Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 85. Апрель 2021 г.

Гурулева Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 108–123. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-108-123.

Должикова А.В., Тисленко М.И. Стратегии экспорта высшего образования в России и Мире // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 64–72. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.05.P.64.

Косевич А.В. Экспорт высшего образования как потенциальный фактор развития мировой экономики // Инновации и инвестиции. 2017. № 6. С. 83–86.

Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. С. 3–22.

Лачинский С.С., Морачевская К.А, Зиновьев А.С., Сорокин И.С. Международные университетские объединения в социокультурном взаимодействии стран мира // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4(14). № 4. С. 220–227.

Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия. Политология. 2010. № 3. С. 123–134.

Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 1(97). С. 3–12. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-3-12

Фурман Б.А., Балахнин М.М. Опыт организации экспорта образовательных услуг в странах — новых «игроках» мирового рынка (на примере Катара и Новой Зеландии) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1(31). С. 96–106.

Цинфэн Ли, Вэйхэ Се. Современная ситуация регионального развития образования в КНР и коррекция курса // Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв. сравнительный анализ. М.: [б. и.], 2007.

Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016.

Щукина Т.В. Интернационализация высшего образования: предпосылки необходимости экспорта, нормативно-правовое регулирование и политико-экономические проблемы // Право и практика. 2019. № 4. С. 75–82.

Загрузки

Опубликован

30.10.2021

Как цитировать

Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 85, 236-261. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/208

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 85, 236-261. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/208

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

1-10 из 313

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...