Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике
Ключевые слова:
Инновационная деятельность, образовательные организации, цифровизация образовательной деятельности, объекты интеллектуальной собственности, цифровая экономикаАннотация
В работе исследуются вопросы активизации инновационной деятельности образовательных организаций системы высшего образования в цифровой экономике на основе особенностей построения инновационной деятельности,
использования инструментов в процессе цифровизации образовательных процессов. Объект работы — инновационная деятельность образовательных организаций системы высшего образования; предме — инструменты активизации инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике. Исследование направлено на изучение особенностей управления инновационной деятельностью образовательных организаций; особенностей организации инновационной деятельности образовательных организаций и управления ею на основе менеджмента объектов интеллектуальной собственности (ОИС); процессов цифровизации в инновационной деятельности образовательных организаций. К методам исследования относятся анализ, синтез, классификация, системно-функциональный подход. В результате подтверждена гипотеза исследования, заключающаяся в проверке подхода на основе менеджмента ОИС как результата инновационной деятельности образовательной организации высшего образования, когда ОИС служат основой построения инновационной деятельности вуза; подтверждена гипотеза исследования в части, касающейся выявления новых ОИС в процессе цифровизации образовательных организаций; результаты Национального рейтинга российских университетов «Интерфакс» показал взаимосвязь показателей рейтинга и ОИС; выявлены общее и различия в результатах Национального рейтинга российских университетов «Интерфакс» по параметру «Инновации» и рейтинга «Индекс изобретательской активности российских университетов — 2022» аналитического центра «Эксперт»; сформулировано понятие «цифровизация образовательной организации», под которым понимается совокупность процессов виртуализации активов, управления и уберизации образовательных, управленческих процессов; сформирована схема возможностей цифровых платформ и цифровых ресурсов в инновационной деятельности образовательных организаций с учетом процессов цифровизации и уберизации; исследованы вопросы инструментария активизации инновационной деятельности университета (внешние и внутренние) в цифровой экономике; исследованы вопросы мотивации преподавателей, обучающихся вуза в период цифровизации на основе использования инструментов дизайн-мышления, что позволяет создавать ОИС на основе принципов человекоцентричности, социально значимых проектов.
Библиографические ссылки
Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л., Руднев В.В., Дмитриев М.С. Игровые технологии как вид проблемного обучения и средство активизации деятельности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 3–1. С. 83–87.
Антонова И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях Республики Татарстан. Казань: Познание, 2013.
Ахметшин Э.М., Васильев В.Л. Подходы к управлению ресурсами современного университета в условиях цифровизации // E-Management. 2022. Т. 5. № 2. С. 4–14. DOI: 10.26425/2658-3445-2022-5-2-4-14
Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т 30. № 3. С. 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25
Бикеев И.И. Модель организации научной работы в молодом вузе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 52–58.
Голубев Н., Назаров А., Козлов А., Ходырева Ю., Хомик А. Модель повышения инновационной открытости крупных компаний. М.: Агентство стратегических инициатив, 2019.
Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 59–75. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75
Гумерова Г.И., Хюзиг С., Шеве Г., Бутнева А.Ю., Шаймиева Э.Ш. Формирование организационно-управленческого подхода на основе менеджмента объектов интеллектуальной собственности в области международного научного сотрудничества // Государственное управление. Электронный вестник 2022. № 91. С. 45–65. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-91-45-65
Дмитриева С.А. Дизайн-мышление как новая парадигма корпоративных финансов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3. С. 112–115.
Дудышева Е.В., Мокрецова Л.А. Построение образовательной экосистемы инноваций в региональном педагогическом университете в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. 2021. № 3–1. С. 21–33. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-21-33
Ильиных И.Н. Мотивация достижения как важная психологическая составляющая успешной инновационной деятельности преподавателя высшей школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 21–1. С. 134–140.
Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации. 2016. № 5(211). С. 3–9.
Кобылко А.А. Перспективы развития бизнес-экосистем: конкуренция, сотрудничество, специализация // Russian Journal of Economics and Law. 2022 Т. 16. № 4. С. 728–744. DOI: 10.21202/2782-2923.2022.4.728-744
Корниенко О.А., Рыжикова Т.Н. Генезис инновационной экосистемы как системы производства знаний и национальной конкурентоспособности // Инновации в менеджменте. 2019. № 3(21). С. 38–45.
Мизюрова Э.Ю., Рокитянская К.А. Современные технологии в развитии творческих способностей обучающихся // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8(198). С. 185–190. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p185-190
Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н. Исследование инновационной подсистемы университетской кафедры как субстрата региональной инновационной системы // Регионология. 2018. Т. 26. № 3. С. 474–493. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.474-493
Пономарева О.И. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала // ЦИТИСЭ. 2019. № 5(22). С. 344–353. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.31
Петрищев П.В., Масюк Н.Н., Бушуева М.А. Методы оценки результативности партнерства российских университетов с зарубежными вузами // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 229–232.
Сейтбаткалова А.С., Таменова С.С. Особенности цифровизации в системе развития университетов // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2022. № 2(25). С. 108–111.
Тимирясова А.В. Устойчивое развитие университета — условие процветания региона и страны // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С 105–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116
Трачук А.В., Линдер Н.В. Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015. № 2. С. 58–71. DOI: 10.17747/2078-8886-2015-2-58-71
Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации: новые формы ведения бизнеса в ХХI веке. М.: Добрая книга, 2005.
Фазылзянова Г.И. Дизайн-мышление как философия и методология цифрового общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 1(25). С. 101–108. DOI: 10.24151/2409-1073-2020-1-101-108
Фазылзянова Г.И., Соколова Т.Ю., Балалов В.В. Методология дизайн-мышления как креативный ресурс развития современной системы образования // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1–1. С. 415–427. DOI: 10.34670/AR.2020.1.46.165
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С. Формирование компетенций инновационного лидерства на основе модели дизайн-мышления // Управление человеческим потенциалом. 2017. № 2. С. 86–90.
Чучалин А.И. Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8–9. С. 79–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-79-96
Шульгин Д.Б., Кортов С.В., Терлыга Н.Г. Опыт формирования системы управления интеллектуальной собственностью в УРФУ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2(102). С. 72–83.