Государственное управление. Электронный вестник

Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее

Авторы

  • Молчанов Игорь Николаевич

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-108-2025-68-79

Ключевые слова:

Человеческий потенциал, образовательная среда, экономическое развитие, деятельность высшей школы, программно-целевой подход, искусственный интеллект.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития высшего образования в новой геополитической реальности. Представлены результаты исследований российских и зарубежных ученых по проблемам формирования человеческого потенциала, определена роль в его становлении и развитии ключевого компонента — образования. Систематизирована актуальная информация о состоянии и перспективах реформирования университетского образования. На основе анализа комплекса показателей установлены приоритеты образовательной деятельности и охарактеризованы итоги работы высшей школы в России (2019–2023 годы). При этом выполнена оценка результативности предпринимаемых действий по совершенствованию управления высшей школой. Систематизированы нормативно-правовые основы вузовского образования на этапе реформирования высшей школы, и приведены данные об использовании инноваций в развивающейся цифровой среде российских университетов. Выявлены особенности организации обучения студентов вузов в условиях ускоряющегося процесса цифровизации образовательной деятельности. В результате сделаны выводы о необходимости акцентировать внимание общественности на развитии человеческого потенциала и своевременности принятия мер по формированию цифровой среды в фокусе национальных программ и федеральных проектов. В качестве рекомендаций обобщены приоритетные направления деятельности организаций высшего образования в контексте развития международного сотрудничества с дружественными странами.

Информация об авторе

  • Молчанов Игорь Николаевич

    Доктор экономических наук, профессор,
    SPIN-код РИНЦ: 1300-2679,
    ORCID: 0000-0003-4252-2387,
    9392940@gmail.com

    Экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, РФ.

Библиографические ссылки

Валенчик Р., Мелниковова Л. Образовательные стратегии в контексте растущей роли искусственного интеллекта // Экономическая наука современной России. 2024. № 2(105). С. 52–62. DOI: 10.33293/1609-1442-2024-2(105)-52-62

Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб.: Скифия-принт, 2013.

Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайн-формату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-9-27

Михалёва Т.Н. Правовое обеспечение социально-гуманитарного измерения интеграции и единого образовательного пространства в Евразийском регионе // Журнал международного права и международных отношений. 2024. № 1–2(108–109). С. 22–27.

Молчанов И.Н. Образование и профессиональная подготовка как инструменты формирования человеческого капитала // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 2. С. 108–118. DOI: 10.26794/1999-849X‑ 2023-16-2-108-118

Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 49–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития / под ред. Р.С. Гринберга, П.В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2021.

Савченко П.В. Системный метод исследования социально-трудовых отношений: человек как доминанта развития. М.: ИНФРА-М, 2021.

Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005.

Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблема сохранения и развития. М.: Наука, 2007.

Университеты России в эпоху пандемии COVID-19 / под ред. акад. В.А. Садовничего. М.: Издательство Московского университета, 2022.

Федорова М.Н. Развитие человеческого потенциала в России: сложившиеся тенденции и новые вызовы // Общество и экономика. 2023. № 4. С. 5–20. DOI: 10.31857/S020736760025152-6

Федотов А.А. Качество жизни и человеческий потенциал в концепциях устойчивого и человеческого развития (часть первая) // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 2. С. 53–65. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.5

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.

Яковлева Н.Г. Социально-экономические трансформации образования в XXI веке. М.: ИД Третьяковъ, 2021.

Mohammed Y.A., Denisenko M.B. The Driving Factors for the Rise of African Student Migration to Russia // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 84–99. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-84-99

Pirker B., Entin K. The Free Movement of Persons in the Eurasian Economic Union — between Civis Eurasiaticus and Homo Oeconomicus // European Citizenship under Stress: Social Justice, Brexit and Other Challenges /ed. by N. Cambien, D. Kochenov, E. Muir. Leiden; Boston: Koninklijke Brill NV, 2020. P. 508–532.

Загрузки

Опубликован

26.02.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Молчанов , И.Н. (2025) “Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее”, Государственное управление. Электронный вестник, (108), pp. 68–79. doi:10.55959/MSU2070-1381-108-2025-68-79.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

1-10 из 245

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.