Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт
Ключевые слова:
Цифровые навыки, компетентностный подход, государственные служащие, государственное управление, профессиональное обучение, обучение информационно-коммуникативным технологиямАннотация
Статья посвящена исследованию передового опыта реализации программ дополнительного профессионального образования государственных служащих в сфере цифровых компетенций в России и за рубежом. При рассмотрении авторами проблемы нехватки кадров в области информационно-коммуникационных технологий было отмечено, что перед государственным сектором ставится большая задача по профессиональному развитию цифровых навыков государственных служащих. Дополнительное обучение сотрудников может стать основой процесса цифровой трансформации государственного управления, который проходит во многих странах мира, включая Россию. Целью статьи стало сравнение основных образовательных траекторий для обучения государственных служащих цифровым навыкам за рубежом с аналогичной российской практикой. Авторы построили карту из 23 научных исследований в мире по вопросам цифровых компетенций государственных служащих и провели сопоставительный анализ тематик для обучения в сфере информационных технологий сотрудников государственного сектора. При сравнении были использованы программы для обучения государственных служащих из 11 стран-лидеров цифрового развития и успешные практики реализации аналогичных программ в России. Изучение иностранного опыта было основано на рейтинге «Цифровой конкурентоспособности» Международного института управленческого развития, а российский опыт представлен с помощью анализа программ Университета 20.35 и Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Результаты исследования показывают тематические направления, характерные для изучения в странах-лидерах цифрового развития, особенности российской практики и различия в направлениях обучения навыкам в сфере информационных технологий сотрудников государственного сектора в России и в зарубежных странах.
Библиографические ссылки
Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9–25. DOI: 10.18721/JE.10301.
Борщевский Г.А., Калмыков Н.Н. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих // Ars Administrandi. 2017. Т. 9. № 4. С. 550–569. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-4-550-569.
Васильева Е.В. Компетентностный подход в государственной службе: какие знания и навыки выбирают госслужащие? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 120–144.
Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика. 2018. № 4(46). С. 28–42. DOI: 10.17323/1998-0663.2018.4.28.42.
Гаркавцева А.С., Шахворостов Г.И. Об актуальности и рекомендациях по реализации национального проекта «Цифровая экономика» // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 4(47). С. 48–53. DOI: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-48-53.
Кайсарова В.П. О профессиональных компетенциях data culture государственных служащих при работе с данными в регионе // Труд в современной российской экономике: социальное измерение. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. С. 202–220.
Леонтьева Л.С., Кудина М.В., Воронов А.С., Сергеев С.С. Формирование национального цифрового суверенитета в условиях дифференциации пространственного развития // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 277–299. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-84-277-299.
Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 229–244. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10041.
Arduini D., Belotti F., Denni M., Giungato G., Zanfei A. Technology Adoption and Innovation in Public Services the Case of E-Government in Italy // Information Economics and Policy. 2010. Vol. 22. No. 3. P. 257–275. DOI: https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2009.12.007.
Arduini D., Denni M., Lucchese M., Nurra A., Zanfei A. The Role of Technology, Organization and Contextual Factors in the Development of E-Government Services: An Empirical Analysis on Italian Local Public Administrations // Structural Change and Economic Dynamics. 2013. Vol. 27. P. 177–189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.strueco.2013.06.007.
Breit E., Salomon R. Making the Technological Transition — Citizens’ Encounters with Digital Pension Services // Social Policy & Administration. 2015. Vol. 49. Is. 3. P. 299–315. DOI: https://doi.org/10.1111/spol.12093.
Brown D.C.G., Toze S. Information Governance in Digitized Public Administration // Canadian Public Administration. 2017. Vol. 60. Is. 4. P. 581–604. DOI: https://doi.org/10.1111/capa.12227.
Brunetti F., Matt D.T., Bonfanti A., De Longhi A., Pedrini G., Orzes G. Digital Transformation Challenges: Strategies Emerging from a Multi-Stakeholder Approach // The TQM Journal. 2020. Vol. 32. Is. 4. P. 697–724. DOI: 10.1108/TQM-12-2019-0309.
Carte T.A., Dharmasiri A., Perera T. Building IT Capabilities: Learning by Doing // Information Technology for Development. 2011. Vol. 17. Is. 4. P. 289–305. DOI: https://doi.org/10.1080/02681102.2011.604083.
Ducci G., Materassi L., Solito L. Re-Connecting Scholars’ Voices: An Historical Review of Public Communication in Italy and New Challenges in the Open Government Framework // Partecipazione e conflitto. 2020. Vol. 3. Is. 2. P. 1062–1084. DOI: 10.1285/i20356609v13i2p1062.
Dukić D., Dukić G., Bertović N. Public Administration Employees’ Readiness and Acceptance of E-Government: Findings from a Croatian Survey // Information Development. 2017. Vol. 33. Is. 5. P. 525–539. DOI: https://doi.org/10.1177/0266666916671773.
Ganapati S., Reddick C.G. An Ostrich Burying Its Head in the Sand? The 2009 NASPAA Standards and Scope of Information Technology and E-Government Curricula // Journal of Public Affairs Education. 2016. Vol. 22. Is. 2. P. 267–286. DOI: https://doi.org/10.1080/15236803.2016.12002245.
Manoharan A.P., McQuiston J. Technology and Pedagogy: Information Technology Competencies in Public Administration and Public Policy Programs // Journal of Public Affairs Education. 2016. Vol. 22. Is. 2. P. 175–186. DOI: https://doi.org/10.1080/15236803.2016.12002239.
Maroye L., van Hooland S., Aranguren Celorrio F., Soyez S., Losdyck B., Vanreck O., de Terwangne S. Managing Electronic Records Across Organizational Boundaries: The Experience of the Belgian Federal Government in Automating Investigation Processes // Records Management Journal. 2017. Vol. 27. Is. 1. P. 69–83. DOI: 10.1108/RMJ-11-2015-0037.
Pors A.S. Becoming Digital — Passages to Service in the Digitized Bureaucracy // Journal of Organizational
Ethnography. 2015. Vol. 4. Is. 2. P. 177–192. DOI: 10.1108/JOE-08-2014-0031.
Seri P., Zanfei A. The Co-Evolution of ICT, Skills and Organization in Public Administrations: Evidence from New European Country-Level Data // Structural Change and Economic Dynamics. 2013. Vol. 27(C). P. 160–176. DOI: 10.1016/j.strueco.2013.07.003.
Van Jaarsveldt L.C., Wessels J.S. Information Technology Competence in Undergraduate Public Administration Curricula at South African Universities // International Review of Administrative Sciences. 2015. Vol. 81. Is. 2. P. 412–429. DOI: https://doi.org/10.1177/0020852314546584.
Vicente M.R., Novo A. An Empirical Analysis of E-Participation. The Role of Social Networks and E-Government Over Citizens’ Online Engagement // Government Information Quarterly. 2014. Vol. 31. Is. 3. P. 379–387. DOI: https://doi.org/10.1016/j.giq.2013.12.006.