Государственное управление. Электронный вестник

Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности государственных служащих в условиях цифровой модернизации государственного управления

Авторы

  • Панова Екатерина Александровна

    Автор
  • Тарасова Екатерина Юрьевна

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-112-2025-64-77

Ключевые слова:

Государственная служба, цифровые технологии, нейросети, искусственный интеллект, цифровые компетенции государственных служащих, цифровая грамотность государственных служащих, «нейрочиновник».

Аннотация

Современная российская госслужба находится на пути активной цифровой трансформации, интенсификации применения широкого спектра разнообразных цифровых технологий, особенно нейросетей и связанного с ними искусственного интеллекта (ИИ). Цифровизация существенным образом преобразует не только систему и механизмы государственного управления, но и требования к уровню цифровой грамотности и набору цифровых компетенций государственных служащих. Цель статьи — определить тенденции в модификации набора и характера требований к цифровым компетенциям и цифровой грамотности государственных служащих в условиях цифровой модернизации государственного управления. Актуальность исследования обусловлена непрерывно возрастающей интенсивностью внедрения цифровых технологий в целом и ИИ в частности в государственных структурах. Данная тенденция позволяет предположить, что умные системы в обозримом будущем способны заменить традиционных госслужащих: поддающиеся кодификации, рутинные, стандартизированные задачи могут успешно перейти в зону обязанностей своеобразных «нейрочиновников». Усиление представленности ИИ в системе государственного управления ставит перед госслужащим необходимость выбора стратегии взаимодействия с ним — остаться на «службе» ИИ, в существенной мере доверяя его идеям и следуя его действиям с закрытыми глазами, либо попытаться управлять им, адаптируя и модифицируя под свои потребности. Применение в профессиональной деятельности цифровых технологий и ИИ не освобождает чиновников от необходимости обучать данного помощника, критически оценивать и корректировать результаты, принимать итоговые решения. В статье подчеркивается, что цифровой прогресс не следует рассматривать как угрозу для госслужащих, фактор риска потери ими занятости. ИИ и его цифровые «коллеги» способны быть цифровыми помощниками, а не соперниками чиновников, дополняя и улучшая качество их служебной деятельности. Реализация данного сценария требует повышения цифровой грамотности и зрелости, критического мышления чиновников, понимания ими, что представляет собой цифровое государственное управление, как технологии ИИ влияют на процесс и характер предоставления государственных услуг, какого рода этические нюансы возникают при применении ИИ.

Информация об авторах

  • Панова Екатерина Александровна

    Кандидат социологических наук, доцент
    SPIN-код РИНЦ: 5512-6859
    ORCID: 0000-0001-8119-1299
    Panova@spa.msu.ru

    Факультет управления, Совместный университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Шэньчжэнь, Китай; факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ

  • Тарасова Екатерина Юрьевна

    Директор проектов, заместитель проректора по искусственному интеллекту
    SPIN-код РИНЦ: 1173-3201
    ORCID: 0009-0008-3527-8500
    tarasova-ey@ranepa.ru

    РАНХиГС, Москва, РФ

Библиографические ссылки

Алексеев Р.А. Искусственный интеллект на службе государства: аргументы «за» и «против» // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 58–69. DOI: 10.12737/2587-6295-2020-58-69

Ахмерова А.Ф. Креативность как основная характеристика творческой личности // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 5. С. 8–12.

Ватлина Л.В. Цифровая трансформация государственного управления с применением компетентностных моделей // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 3. С. 183–189. DOI: 10.35854/1998-1627-2021-3-183-189

Вечерин А.В., Яголковский С.Р. Искусственный интеллект в оценивании и развитии креативности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 4. С. 787–799. DOI: 10.17323/1813-8918-2024-4-787-799

Гиринский А.А., Лепетюхина А.О., Пащенко Т.В. Концепция критического мышления: генезис понятия и актуальные проблемы применения в образовании // Мир психологии. 2023. Т. 114. № 3. С. 286–300. DOI: 10.51944/20738528_2023_3_286

Кайсарова В.П., Винокурова М. Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. С. 216–232. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-216-232

Комахин Б.Н. Совершенствование деятельности государственных служащих в условиях интеграции искусственного интеллекта: плюсы и минусы // Вестник Московского университета МВД России. 2025. № 1. С. 75–80. DOI: 10.24412/2073-0454-2025-1-75-80

Кондрашов П.Е., Петрунин Ю.Ю., Попова С.С. Регулирование разработки и применения искусственного интеллекта: проблемы и направления развития // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2025. Т. 22. № 1. C. 3–19. DOI: 10.55959/MSU2073-2643-22-2025-1-3-19

Лихтин А.А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 18–26. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-4-18-26

Наумова Н.В., Абрамков А.О. К вопросу об использовании искусственного интеллекта в сфере работы с обращениями граждан // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 9. С. 173-176. DOI: 10.23672/v9767-2672-7506-s

Неренц Д.В. Особенности фейкового контента в медиапространстве в эпоху развития искусственного интеллекта // Litera. 2024. № 7. С. 107–114. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.7.43843

Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 36–57.

Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект как феномен современной культуры // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1994. № 2. С. 28–34.

Casalino N., Saso T., Borin B., Massella E., Lancioni F. Digital Competences for Civil Servants and Digital Ecosystems for More Effective Working Processes in Public Organizations // Digital Business Transformation. Lecture Notes in Information Systems and Organisation / ed. by R. Agrifoglio, R. Lamboglia, D. Mancini, F. Ricciardi. Cham: Springer, 2020. Vol. 38. P. 315–326. DOI: 10.1007/978-3-030-47355-6_21

Syahrir, Anjani R., Alwi Z.R. Enhancing Civil Servant Performance through Digital Literacy and Organizational Adaptability // PROCURATIO: Jurnal Manajemen & Bisnis. 2025. Vol. 4. Is. 1. P. 56–65. DOI: 10.62394/projmb.v4i1.197

Загрузки

Опубликован

28.10.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

1-10 из 178

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.