Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования
Ключевые слова:
Общее образование, здоровье обучающихся, регламентация учебной нагрузки, перегрузка обучающихся, управление образованием, качество образованияАннотация
Усилия по регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования предпринимались постоянно как в советской системе образования, так и в современной российской системе. Вместе с тем проблемы перегрузки обучающихся и ее негативные последствия для здоровья значительной части детей по-прежнему остаются предметом постоянной дискуссии и критики и со стороны обучающихся и их родителей, и со стороны педагогов и медицинских работников разного профиля. Результаты исследований и практический опыт дают основания считать, что увеличение учебной нагрузки обучающихся сверх оптимальных значений приводит к многочисленным негативным последствиям учебного (снижение успеваемости, невыполнение домашних заданий, снижение мотивации к обучению) и медицинского характера (распространенность и выраженность нервно-психических и соматических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и ряд других). Несмотря на многолетние усилия, в регулировании учебной нагрузки остается значительное число нерешенных проблем. В первую очередь к ним следует отнести наличие пробелов в нормативной правовой регламентации; низкое качество, дублирование и внутреннюю противоречивость правовых норм, регулирующих объем учебной нагрузки и, как следствие, не обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся; слабое использование педагогических возможностей и методических резервов для снижения учебной нагрузки. В статье представлены результаты анализа законодательства Российской Федерации в части нормативного правового регулирования учебной нагрузки обучающихся, мнений педагогических работников, родителей и обучающихся по проблеме перегрузки обучающихся, даны предложения по совершенствованию процессов регламентации и управления учебной нагрузкой обучающихся, оптимизации условий организации учебной деятельности.
Библиографические ссылки
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005.
Подлиняев О.Л., Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в общеобразовательной школе в контексте нейродидактики // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 1. С. 63–70.
Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 3. С. 467–471. DOI: 10.17816/KMJ2018-467
Ben-Arieh A., Kaufman N.H., Andrews A.B., George R.M., Lee B.J., Aber L.J. Measuring and Monitoring Children’s Well-Being. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2001. DOI: 10.1007/978-94-017-2229-2
Sen A. Development as Freedom. New Delhi: Oxford University Press, 1999.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Похожие статьи
- Зуб Анатолий Тимофеевич, Петрова Кристина Сергеевна, Искусственный интеллект в корпоративном управлении: возможности и границы применения , Государственное управление. Электронный вестник: № 94 (2022)
- Купряшин Геннадий Львович, Шрамм Александр Евгеньевич, О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
- Лобкова Елена Валерьевна, Методические аспекты оценки цифровых проектов для их ранжирования и отбора в целях включения в стратегические документы цифровой трансформации субъектов Российской Федерации , Государственное управление. Электронный вестник: № 98 (2023)
- Россошанская Елена Андреевна, Дорошенко Татьяна Андреевна, Самсонова Наталья Александровна, Ли Елена Львовна, Кузнецов Михаил Евгеньевич, Агешина Елена Юрьевна, Агент-ориентированная демографическая модель Дальнего Востока как инструмент поддержки принятия управленческих решений , Государственное управление. Электронный вестник: № 94 (2022)
- Хабаров Илья Александрович, В векторе политической самоорганизации: актуальные тренды муниципального кроссфункционального взаимодействия , Государственное управление. Электронный вестник: № 92 (2022)
- Гаврилюк Артём Владимирович, Чжао Аньжань, Алгоритмизация процессов управления в гиг-экономике , Государственное управление. Электронный вестник: № 102 (2024)
- Сидорова Александра Александровна, Университет как организация-амбидекстр , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Сажина Варвара Андреевна, Понятие «российская нация» и формирование гражданской идентичности в восприятии молодежи Северного Кавказа , Государственное управление. Электронный вестник: № 97 (2023)
- Селезнева Антонина Владимировна, Зиненко Виктория Евгеньевна, Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ , Государственное управление. Электронный вестник: № 87 (2021)
- Рыбакова Марина Владимировна, Зверева Мария Максимовна, Отражение экологической политики правительства Москвы и Московской области в новостном контексте СМИ , Государственное управление. Электронный вестник: № 102 (2024)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.