Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации

Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации

Авторы

Ключевые слова:

Стратегия социально-экономического развития, региональная стратегия, мониторинг реализации стратегии, контроль реализации стратегии, контрольно-счетные органы

Аннотация

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются проблемы организации мониторинга и контроля реализации региональных стратегий социально-экономического развития в Российской Федерации. Фактическое состояние
организации мониторинга и контроля определялось по материалам 83 региональных стратегий. Установлено, что
слабое нормативное и методическое регулирование снижает потенциал контрольных мероприятий при совершенствовании процессов стратегического управления. Начать реорганизацию системы мониторинга и контроля
реализации стратегий предложено с уточнения понятий мониторинга и контроля с последующим разделением и конкретизацией их задач. В основу дифференциации положено представление о мониторинге как о сборе, систематизации необходимой для контроля информации и ее наиболее простой первичной обработке, а о контроле как о глубоком анализе полученной информации с конечной целью повышения эффективности функционирования системы стратегического планирования. Обосновывается предложение передать функции мониторинга и контроля реализации стратегий контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации по следующим основаниям: независимый по отношению к исполнительным органам власти статус контрольно-счетных органов является фактором, обеспечивающим повышение уровня объективности контроля; контрольно-счетные органы наделены широким набором контрольных полномочий, причем не только в бюджетно-финансовой сфере, но и в ряде иных разделов государственного управления, что подразумевает достаточный уровень компетентности в рассматриваемой сфере; Счетная палата Российской Федерации имеет опыт аудита национальных проектов. При этом содержание и результаты соответствующих экспертно-аналитических мероприятий полностью соответствуют задачам мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, поставленным в законодательстве. С учетом этого Счетная палата Российской Федерации может осуществлять методическое руководство при осуществлении мониторинга и контроля стратегий региональными контрольно-счетными органами.

Биографии авторов

Шпакова Раиса Николаевна, МГИМО

Кандидат географических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) (МГИМО), Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 1931-4127 

production2003@mail.ru

Городецкий Дмитрий Игоревич, МГИМО

Доктор экономических наук, профессор, Московский государственный институт международных отношений
(университет) (МГИМО), Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 6704-0340

gorod1949@mail.ru

Библиографические ссылки

Безлепкин М.Н., Булдакова И.В. Методологические подходы к организации мониторинга реализации стратегии макрорегиона // Региональная экономика. Юг России. 2017. № 1(15). С. 106–115. DOI: 10.15688/re.volsu.2017.1.11

Добкин А.Г. О контроле и ответственности в сфере стратегического планирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 6(82). С. 170–176. DOI: 10.17803/2311-5998.2021.82.6.170-176

Кузнецов Н.В., Побываев С.А. Мониторинг разработки и реализации документов стратегического планирования: ключевые аспекты // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5(82). С. 56–61.

Липина С.А., Беляевская-Плотник Л.А., Бочарова Л.К., Сорокина Н.Ю. Оценка результативности документов стратегического планирования в целях обеспечения экономической безопасности // Вестник экспертного совета. 2019. № 1(16). С. 20–27.

Смирнова О.О. Контуры трансформации стратегического планирования в России: от документов к стратегическому управлению // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11. № 2. С. 148–161.DOI: 10.18184/2079-4665.2020.11.2.148-161

Сургуладзе В.Ш. Проблемы мониторинга и организации контроля реализации документов стратегического планирования в Российской Федерации // Власть. 2016. Т. 24. № 8. С. 29–38.

Berry F.S. Strategic Planning as a Tool for Managing Organizational Change // International Journal of Public Administration. 2007. Vol. 30. Is. 3. P. 331–346. DOI: 10.1080/01900690601117812

Bryson J.M., Berry F.S., Yang K.F. The State of Public Strategic Management Research: A Selective Literature Review and Set of Future Directions // American Review of Public Administration. 2010. Vol. 40. Is. 5. P. 495–521. DOI: 10.1177/0275074010370361

Klimenko A., Kalgin A. Strategic Planning in the Russian Federal Government: Implementation, Costs, and Conditions of Effectiveness // Higher School of Economics Research Paper. 2018. WP BRP 17/PSP/2018. DOI: 10.2139/ssrn.3158988

Plotnikov V., Fedotova G., Popkova E., Kastyurina A. Harmonization of Strategic Planning Indicators of Territories’ Socioeconomic Growth // Regional and Sectoral Economic Studies. 2015. Vol. 15. Is. 2. P. 105–114.

Загрузки

Опубликован

19.12.2023

Как цитировать

Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 99, 131-143. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/16

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 99, 131-143. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/16

Похожие статьи

101-110 из 259

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...