Стратегическое планирование на федеральном уровне: основные элементы и структурно-логические связи
DOI:
https://doi.org/10.24412/c8vrr433Ключевые слова:
Стратегическое планирование, стратегия, миссия, цель, направление, приоритет, задача.Аннотация
Существенной проблемой организации стратегического планирования является отсутствие единой методологии разработки документов стратегического планирования. При этом не достигается связность между принимаемыми документами по целевым установкам, задачам, временным рамкам. В исследовании находит подтверждение идея о необходимости принятия специального нормативного документа, снимающего указанные противоречия, и в качестве вклада в его разработку предложен ряд методических решений, без которых разработка единого методологического подхода представляется проблематичной. В статье обобщена практика федерального стратегического планирования (проанализированы 25 действующих и 5 прекративших свое действие федеральных стратегий). При разработке федеральных стратегий применяются самые разнообразные подходы установления последовательности и взаимосвязей между элементами стратегий. Взаимосвязь между элементами нечетко выражена или отсутствует совсем. Кроме этого, трактовки разных элементов (направлений, приоритетов, задач) зачастую не различаются, а также характеризуются несвойственными этим элементам признаками. В результате стратегия превращается в перечисление всевозможных общих намерений с нечетко выраженным и поэтому трудно контролируемым конечным результатом. Целесообразной представляется адаптация и интеграция концепции миссии из корпоративного стратегического менеджмента в государственный. В ходе анализа уточнена сущность отдельных элементов стратегического плана и сформулированы понятия, отсутствующие в федеральном законодательстве (такие как направление, приоритет). Предложена также структурно-логическая схема стратегического плана, связывающая все его элементы в единую систему — от миссии до задач, а также содержащая рекомендации о наиболее целесообразном размещении этих элементов в различных видах документов стратегического планирования. Внедрение предложенного подхода будет способствовать упорядочению разработки и изложения стратегий, сделает более обоснованным выбор стратегических целей и направлений.
Библиографические ссылки
Бухвальд Е.М. «Основы государственной политики в сфере государственного планирования»: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 32–49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49
Козоногова Е.В., Дубровская Ю.В., Русинова М.Р., Иванов П.В. Оценка соответствия приоритетов стратегического развития регионов их отраслевой специализации на основе Text Mining // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 2. С. 106–133. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-2-106-133
Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения социально-экономического развития России // Планирование в рыночной экономике: воспоминание о будущем. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте: Центркаталог, 2021. С. 105–111.
Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент снижения неопределенности в условиях глобальной экономической трансформации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 4. C. 7–24. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_4_7_24
Мирославская М.В., Кучина А.О., Хайрутдинова Л.И. Актуальные вопросы формирования миссии в рамках стратегического управления крупными промышленными компаниями // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10–2. С. 100–104. DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10123
Назаров И.И. Совершенствование системы стратегического планирования национального развития в Российской Федерации // Государственная служба. 2022. № 6. P. 73–81. DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-73-81
Семидоцкий В.А., Кутин М.В. Технология целеполагания как элемент механизма стратегического планирования в условиях обострения конкурентной борьбы // Вестник Финансовой Академии. 2010. № 5. С. 57–60.
Суханова А.А. Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19. № 1. С. 39–53. DOI: 10.19073/2658-7602-2022-19-1-39-53
Шпакова Р.Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 311–336. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10030
Bordean I., Răileanu A., Turtureanu A.G. Strategic Planning in Public Administration // Proceedings of the Fifth “Administration and Public Management” International Conference: “Public Institutions’ Capacity to Implement the Administrative Reform Process”. Bucharest: Research Centre in Public Administration and Public Services, 2009. № 14. P. 141–153.
Lenchuk E.B., Voitolovskii F.G., Kuvalin D.B. Strategic Planning in Public Administration: Experience, Opportunities and Prospects // Studies on Russian Economic Development. 2020. Vol. 31. P. 621–628. DOI: 10.1134/S1075700720060106
Mishin Yu., Mishin A. Increasing the Level of Justification of State Strategic Planning // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 94. DOI: 10.1051/shsconf/20219401013
Strategic Management for Public and Nonprofit Organizations / ed. by A.W. Steiss. New York: Routledge, 2003.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Шпакова Раиса Николаевна, Городецкий Дмитрий Игоревич, Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации , Государственное управление. Электронный вестник: № 99 (2023)
- Шпакова Раиса Николаевна, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении как целевой показатель в национальных проектах и региональных стратегиях социально-экономического развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
Похожие статьи
- Волошинская Анна Аскольдовна, Акимова Варвара Владимировна, Устойчивое развитие города и индикаторы для его измерения в целях стратегического планирования , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Юдина Татьяна Николаевна, Богомолова Анна Викторовна, Петухова Ольга Викторовна, Вайншток Аркадий Пинхосович, Поддержка семей с детьми как направление социальной политики и задача стратегического управления: опыт и проблемы формирования информационного ресурса для анализа положения семей с детьми в регионах РФ , Государственное управление. Электронный вестник: № 88 (2021)
- Евтянова Дарья Вячеславовна, Искусственные нейронные сети как инструмент планирования экономического развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
- Ведута Елена Николаевна, Жиряков Виталий Андреевич, Государственная комиссия по электрификации России как первый опыт стратегического планирования экономики , Государственное управление. Электронный вестник: № 85 (2021)
- Ведута Елена Николаевна, Ерицян Григор Артурович, Кибернетическое планирование в системе обеспечения экологической и экономической безопасности , Государственное управление. Электронный вестник: № 99 (2023)
- Евстафьева Юлия Валерьевна, Противоречия нормативного регулирования стратегического планирования в современной России , Государственное управление. Электронный вестник: № 106 (2024)
- Кудина Марианна Валерьевна, Кузьмин Сергей Сергеевич, Интеграционная парадигма корпоративного роста: стратегии открытых инноваций , Государственное управление. Электронный вестник: № 89 (2021)
- Горин Николай Владимирович, Водолага Борис Константинович, Кучинов Владимир Петрович, Шидловский Владимир Владиславович, Атомная энергетика как основа устойчивого развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Лапидус Лариса Владимировна, Роль технологических инноваций в развитии бизнеса и цифровой трансформации в странах Евразийского экономического союза , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Юсупова Гульшара Ниязовна, Югай Нина Аркадьевна, Чогулдуров Муктар Дуйшёнович, Налоговый потенциал малого предпринимательства в Кыргызской Республике: основные направления вывода из теневой экономики , Государственное управление. Электронный вестник: № 98 (2023)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.