Стратегическое планирование на федеральном уровне: основные элементы и структурно-логические связи
DOI:
https://doi.org/10.24412/c8vrr433Ключевые слова:
Стратегическое планирование, стратегия, миссия, цель, направление, приоритет, задача.Аннотация
Существенной проблемой организации стратегического планирования является отсутствие единой методологии разработки документов стратегического планирования. При этом не достигается связность между принимаемыми документами по целевым установкам, задачам, временным рамкам. В исследовании находит подтверждение идея о необходимости принятия специального нормативного документа, снимающего указанные противоречия, и в качестве вклада в его разработку предложен ряд методических решений, без которых разработка единого методологического подхода представляется проблематичной. В статье обобщена практика федерального стратегического планирования (проанализированы 25 действующих и 5 прекративших свое действие федеральных стратегий). При разработке федеральных стратегий применяются самые разнообразные подходы установления последовательности и взаимосвязей между элементами стратегий. Взаимосвязь между элементами нечетко выражена или отсутствует совсем. Кроме этого, трактовки разных элементов (направлений, приоритетов, задач) зачастую не различаются, а также характеризуются несвойственными этим элементам признаками. В результате стратегия превращается в перечисление всевозможных общих намерений с нечетко выраженным и поэтому трудно контролируемым конечным результатом. Целесообразной представляется адаптация и интеграция концепции миссии из корпоративного стратегического менеджмента в государственный. В ходе анализа уточнена сущность отдельных элементов стратегического плана и сформулированы понятия, отсутствующие в федеральном законодательстве (такие как направление, приоритет). Предложена также структурно-логическая схема стратегического плана, связывающая все его элементы в единую систему — от миссии до задач, а также содержащая рекомендации о наиболее целесообразном размещении этих элементов в различных видах документов стратегического планирования. Внедрение предложенного подхода будет способствовать упорядочению разработки и изложения стратегий, сделает более обоснованным выбор стратегических целей и направлений.
Библиографические ссылки
Бухвальд Е.М. «Основы государственной политики в сфере государственного планирования»: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 32–49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49
Козоногова Е.В., Дубровская Ю.В., Русинова М.Р., Иванов П.В. Оценка соответствия приоритетов стратегического развития регионов их отраслевой специализации на основе Text Mining // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 2. С. 106–133. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-2-106-133
Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения социально-экономического развития России // Планирование в рыночной экономике: воспоминание о будущем. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте: Центркаталог, 2021. С. 105–111.
Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент снижения неопределенности в условиях глобальной экономической трансформации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 4. C. 7–24. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_4_7_24
Мирославская М.В., Кучина А.О., Хайрутдинова Л.И. Актуальные вопросы формирования миссии в рамках стратегического управления крупными промышленными компаниями // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10–2. С. 100–104. DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10123
Назаров И.И. Совершенствование системы стратегического планирования национального развития в Российской Федерации // Государственная служба. 2022. № 6. P. 73–81. DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-73-81
Семидоцкий В.А., Кутин М.В. Технология целеполагания как элемент механизма стратегического планирования в условиях обострения конкурентной борьбы // Вестник Финансовой Академии. 2010. № 5. С. 57–60.
Суханова А.А. Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19. № 1. С. 39–53. DOI: 10.19073/2658-7602-2022-19-1-39-53
Шпакова Р.Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 311–336. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10030
Bordean I., Răileanu A., Turtureanu A.G. Strategic Planning in Public Administration // Proceedings of the Fifth “Administration and Public Management” International Conference: “Public Institutions’ Capacity to Implement the Administrative Reform Process”. Bucharest: Research Centre in Public Administration and Public Services, 2009. № 14. P. 141–153.
Lenchuk E.B., Voitolovskii F.G., Kuvalin D.B. Strategic Planning in Public Administration: Experience, Opportunities and Prospects // Studies on Russian Economic Development. 2020. Vol. 31. P. 621–628. DOI: 10.1134/S1075700720060106
Mishin Yu., Mishin A. Increasing the Level of Justification of State Strategic Planning // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 94. DOI: 10.1051/shsconf/20219401013
Strategic Management for Public and Nonprofit Organizations / ed. by A.W. Steiss. New York: Routledge, 2003.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Шпакова Раиса Николаевна, Городецкий Дмитрий Игоревич, Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации , Государственное управление. Электронный вестник: № 99 (2023)
- Шпакова Раиса Николаевна, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении как целевой показатель в национальных проектах и региональных стратегиях социально-экономического развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
Похожие статьи
- Каталевский Дмитрий Юрьевич, Особенности стратегического управления высокотехнологичными компаниями на рынках с возрастающей отдачей , Государственное управление. Электронный вестник: № 94 (2022)
- Жиряков Виталий Андреевич, Экономические кризисы и смена управленческой парадигмы , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
- Леонтьева Лидия Сергеевна, Авилкина Светлана Викторовна, Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
- Грушина Ольга Валерьевна, Русановский Владимир Алексеевич, Управление агломерационными процессами в развитии субурбанизированных территорий на примере Иркутского региона , Государственное управление. Электронный вестник: № 97 (2023)
- Шпакова Раиса Николаевна, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении как целевой показатель в национальных проектах и региональных стратегиях социально-экономического развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
- Евтянова Дарья Вячеславовна, Концепция и принципы государственного регулирования экономики для обеспечения выхода из экономического кризиса Российской Федерации , Государственное управление. Электронный вестник: № 92 (2022)
- Лапидус Лариса Владимировна, Роль технологических инноваций в развитии бизнеса и цифровой трансформации в странах Евразийского экономического союза , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Копуш Дан-Хаяа Мергеновна, Леонтьева Лидия Сергеевна, Актуальные тенденции пространственного развития регионов Сибирского федерального округа , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Григорьева Наталия Сергеевна, Совершенствование контроля и регламента органов государственной власти как условие эффективности законотворческой деятельности , Государственное управление. Электронный вестник: № 87 (2021)
- Юсупова Гульшара Ниязовна, Югай Нина Аркадьевна, Чогулдуров Муктар Дуйшёнович, Налоговый потенциал малого предпринимательства в Кыргызской Республике: основные направления вывода из теневой экономики , Государственное управление. Электронный вестник: № 98 (2023)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.