Государственное управление. Электронный вестник

Цифровая диверсификация промышленности в России

Авторы

  • Юдина Мария Александровна

    Автор
  • Газенкампф Александр Николаевич

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-112-2025-108-118

Ключевые слова:

Производственный бизнес, дочерняя IT-компания, стратегия, цифровой продукт, государственная поддержка, ИКТ.

Аннотация

Несмотря на общий рост числа исследований, посвященных цифровой трансформации в России, ее формы в отечественном бизнесе мало представлены в научной литературе. Поиск в Научной электронной библиотеке показал, что в настоящее время нет изданных работ с ключевым словом «цифровая диверсификация», хотя данный термин используется в англоязычных научных работах иностранных авторов. Цель настоящего исследования — классификация стратегий создания дочерних IT-компаний, выхода на новые рынки цифровых сервисов и решений промышленными предприятиями РФ. Были проанализированы стратегии цифровой диверсификации 332 российских предприятий из 19 отраслей промышленности. Результаты позволяют сделать вывод, что государственная поддержка отрасли ИКТ способствовала популярности данной стратегии в подавляющем большинстве (84%) проанализированных отраслей промышленности, причем стратегия создания дочерних IT-компаний имеет отраслевую специфику. На основе проведенного анализа выделены три типа подобных компаний по характеру решаемых ими бизнес-задач: 1) оператор IT-инфраструктуры, 2) центр цифровых компетенций, 3) владелец цифрового продукта. Оператор IT-инфраструктуры — это дочерняя компания, выполняющая роль внутреннего провайдера IT-услуг для материнской компании. Центр цифровых компетенций управляет цифровой трансформацией материнской компании, инициируя необходимые для нее изменения в области информационных систем, бизнес-процессов, корпоративной культуры и цифровых навыков персонала. Дочерние компании — владельцы цифрового продукта предоставляют цифровой продукт для поддержки основных бизнес-функций материнской компании и в случае наличия спроса на этот продукт начинают продвигать его на рынке. По результатам проведенного исследования выявлен тренд на цифровую диверсификацию промышленных предприятий РФ и стимулирующие его развитие факторы.

Информация об авторах

  • Юдина Мария Александровна

    Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
    SPIN-код РИНЦ: 1412-6270
    ORCID: 0000-0003-1289-4761
    m.yudina@hse.ru

    Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении, ИГМУ НИУ ВШЭ, Москва, РФ

  • Газенкампф Александр Николаевич

    Аспирант
    ORCID: 0009-0002-6344-1711
    gazenkampf@gmail.com

    Университет «Синрегия», Санкт-Петербург, РФ

Библиографические ссылки

Зверева Т.В. Анализ эффективности применения налоговых льгот для IT-отрасли в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 3(246). С. 100–108. DOI: 10.24412/2072-4098-2022-3246-100-108

Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2016.

Ansoff H.I. Strategies for Diversification // Harvard Business Review. 1957. Vol. 30. P. 113–124.

Andreasson M., Karabag S., Simonsson J., Agarwal G. Dynamics of Related and Unrelated Digital Diversification in Established Firms: Strategies, Programs, Process, and Outcomes // Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 202. DOI: 10.1016/j.techfore.2024.123300

Aversa P., Hueller F. Digital Diversification // Research Handbook on Digital Strategy / ed. by C. Cennamo, G. Dagnino, F. Zhu. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2023. P. 18–42. DOI: 10.4337/9781800378902.00007

Brahmana R.K., Kontesa M., Setiawan D. Does Digital Transformation Matter for International Diversification? The Role of Product Market Competition // Critical Perspectives on International Business. 2025. Vol. 21. Is. 3. P. 391–416. DOI: 10.1108/cpoib-07-2024-0073

Research Handbook on Digital Strategy / ed. by C. Cennamo, G. Dagnino, F. Zhu. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2023. DOI: 10.4337/9781800378902

Kohtamäki M., Parida V., Patel P.C., Gebauer H. The Relationship between Digitalization and Servitization: The Role of Servitization in Capturing the Financial Potential of Digitalization // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 151 DOI: 10.1016/j.techfore.2019.119804

Xu Y., Jia F., Wang L., Chen L. Can Digital Transformation Improve Firm Resilience to Supply Chain Disruption? The Role of Diversification Strategies // Journal of Purchasing and Supply Management. 2024. Vol. 30. Is. 5. DOI: 10.1016/j.pursup.2024.100952

Wang R., Wan W., Bai D., Wang J. Digital Transformation and Corporate Diversification: Evidence from China’s A-Share Listed Companies // Economic Modelling 2025. Vol. 150. DOI: 10.1016/j.econmod.2025.107142

Загрузки

Опубликован

28.10.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 153

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.