Адаптация российской автомобильной отрасли к воздействию новых санкционных ограничений

Адаптация российской автомобильной отрасли к воздействию новых санкционных ограничений

Авторы

  • Курдин Александр Александрович
  • Мелешкина Анна Игоревна
  • Федоров Сергей Игоревич

Ключевые слова:

Автомобильная отрасль, санкции, адаптация, новая институциональная экономическая теория, режимы собственности.

Аннотация

Одной из крупных отраслей, в значительной степени затронутых новыми санкционными ограничениями, является российское автомобилестроение. Уход западных брендов, ограничения на ввоз и обслуживание уже ввезенных в страну зарубежных автомобилей и их комплектующих, а также сворачивание производства автомобилей на территории России значительно изменили отраслевые и рыночные структуры, способствовали ускорению роста цен и привели к изменению характеристик представленной на рынке продукции в сторону ее технического упрощения. Методология исследования построена на статистическом анализе и сравнении дискретных институциональных альтернатив. С помощью инструментария новой институциональной экономической теории были идентифицированы основные направления адаптации бизнес-моделей в российской отрасли производства легковых автомобилей к санкционным ограничениям. В частности, особое внимание уделено специфике осуществления международных трансакций в условиях санкций. По итогам анализа процесса изменения бизнес-моделей на рынке можно сделать вывод, что текущие изменения лишь частично компенсируют влияние санкций, но при этом создают ограничения для долгосрочного развития отечественного авторынка, подрывая стимулы к технологическому совершенствованию представленных на рынке автомобилей. Более того, действующие меры могут оказывать значительное негативное влияние на благосостояние потребителя, провоцируя увеличение объемов неудовлетворенного спроса. Для решения обозначенной проблемы целесообразна корректировка государственного регулирования отечественного автомобильного рынка. Например, следует смягчить внешнеторговые ограничения (включая сокращение размера утилизационного сбора на автомобили) и пересмотреть политику импортозамещения в части обеспечения автомобильной отрасли технологически сложными комплектующими.

Биографии авторов

Курдин Александр Александрович

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заместитель декана по научной работе
SPIN-код РИНЦ: 8684-6300
OCRID: 0000-0001-6025-7551
kurdin@econ.msu.ru

Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС; Экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ

Мелешкина Анна Игоревна

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
SPIN-код РИНЦ: 6730-1640
OCRID: 0000-0002-8451-7845
ann.meleshkina@mail.ru

Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС; НИТУ МИСИС, Москва, РФ

Федоров Сергей Игоревич

Младший научный сотрудник, ассистент
SPIN-код РИНЦ: 2638-5198
OCRID: 0000-0002-2155-9837
fedoroffsi@yandex.ru

Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС; Экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ

Библиографические ссылки

Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Светова В.А. Россия под санкциями: теневая экономика — фактор гибкости? // ЭКО. 2023a. №10. P. 30–47. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-12-30-47

Симачев Ю.В., Яковлев А.А., Голикова В.В., Городный Н.А., Кузнецов Б.В., Кузык М.Г., Федюнина А.А. Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023b.

Федоров С.И. Влияние политической власти на модели отраслевой организации: институциональный подход // Общественные науки и современность. 2023. № 1. C. 101–120. DOI: 10.31857/S0869049923010070

Федюнина А.А., Симачев Ю.В. Устойчивость российских компаний в цепочках создания стоимости к санкционному шоку // Журнал Новой экономической ассоциации. 2023. № 3(60). C. 180–187. DOI: 10.31737/22212264_2023_3_180-187

Шаститко А.Е., Федоров С.И. Человек в меняющемся мире: как координировать индивидуальные планы? // Вопросы экономики. 2023. № 7. С. 50–80. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-7-50-80

Foss N.J., Klein P.G. Organizing Entrepreneurial Judgment. A New Approach to the Firm. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

Foss N.J., Klein P.G., Lien L.B., Zellweger T., Zenger T. Ownership Competence // Strategic Management Journal. 2021. Vol. 42. Is. 2. P. 302–328. DOI: 10.1002/smj.3222

Hayek F. The Use of Knowledge in Society // American Economic Review. 1945. Is. 35. P. 519–530.

Henisz W.J., Williamson O. Comparative Economic Organization — Within and Between Countries // Business and Politics. 1999. Vol. 1. Is. 3. P. 261–277. DOI: 10.1515/bap.1999.1.3.261

Menard C. Hybrids: Where We Are? // Journal of Institutional Economics. 2022. Vol. 18. Is. 2. P. 297–312. DOI: 10.1017/S1744137421000230

Shastitko A., Golovanova S. Meeting Blindly… Is Austrian Economics Useful for Dynamic Capabilities Theory? // Russian Journal of Economics. 2016. Vol. 2. Is. 1. P. 86–110. DOI: 10.1016/j.ruje.2016.04.005

Williamson O.E. Comparative Economic Organization: The Analysis of Discrete Structural Alternatives // Administrative Science Quarterly. 1991. Vol. 36. Is. 2. P. 269–296. DOI: 10.2307/2393356

Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism. New York: The Free Press, 1985.

Загрузки

Опубликован

31.10.2024

Как цитировать

Адаптация российской автомобильной отрасли к воздействию новых санкционных ограничений. (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 106, 64-84. https://doi.org/10.24412/8mpf8f59

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Адаптация российской автомобильной отрасли к воздействию новых санкционных ограничений. (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 106, 64-84. https://doi.org/10.24412/8mpf8f59

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

31-40 из 69

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...