Креатосфера человекоориентированной экономики: концептуальные основы управления
Ключевые слова:
Креатосфера, человекоориентированная экономика, человекоцентричная экономика, управление, гомеостат, развернутая модель компенсационного гомеостата.Аннотация
В настоящее время многочисленные исследования сосредотачивают свое внимание на выявлении ключевых факторов роста экономики современной России, основными среди которых становятся креативность и творческий труд человека. В связи с актуализацией роли человека в экономике креатосфера через разнообразные и многочисленные идеи становится основой не только для формирования и развития человекоориентированной экономики, но и для полноценного удовлетворения различных человеческих потребностей. Креатосфера является по сути творческим рычагом развития человека и человекоориентированной экономики, поэтому особенно актуальным оказывается вопрос управления креатосферой. Цель данного исследования — разработка концептуальных основ управления креатосферой как структурным элементом человекоориентированной экономики. Метод исследования — развернутая модель компенсационного гомеостата. Методологическая основа исследования — теория человекоориентированной экономики. В результате идентифицирована креатосфера в категориях развернутой модели компенсационного гомеостата (объект управления — креатосфера; компоненты — антагонисты креатосферы — культурная и инновационная сферы; высший орган управления — федеральные органы власти; субъект управления — региональные органы власти; блок дополнительной активации и адаптации — субъекты, косвенно влияющие на креатосферу; «вход» модели — развитие креатосферы с помощью базовых ресурсов; «выход» модели — творческий человек); определены основные области управленческих воздействий на креатосферу (управление ресурсами, управление связями, дополнительная поддержка). Представленные результаты исследования становятся основой для дальнейших научных изысканий в области креатосферы и построения полноценной теории человекоориентированной экономики. Практическая значимость заключается в том, что концептуальные основы управления креатосферой — это база для разработки адресных мер поддержки с целью ее прогрессивного развития.
Библиографические ссылки
Бернович П.А. Креативная экономика как способ решения текущих проблем человечества // Экономические и социальные проблемы России. 2022. № 4(52). С. 16–29. DOI: 10.31249/espr/2022.04.01
Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017. № 7(399). С. 43–53. DOI: 10.7868/S0132162517070054
Горский Ю.М. Степанов А.М., Теслинов А.Г. Гомеостатика: гармония в игре противоречий. Иркутск: Репроцентр А1, 2008.
Данильченко А.В., Бертош Е.В., Док Хи О. Креативная экономика как высшая форма развития постиндустриального общества // Экономическая наука сегодня. 2017. № 6. С. 16–25.
Имаева Г.Р., Сушко Е.Ю., Гильдебрандт И.А., Спиридонова Л.В., Баймуратова Л.Р. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства. М.: Издательство НАФИ, 2021.
Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 5(5). С. 109–124.
Логунцова И.В. Особенности креативной экономики Китая // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 98. С. 21–30. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-98-21-30
Масальцева А.И. Культура как основа креативной (инновационной) экономики // Копирайт. Вестник Академии интеллектуальной собственности. 2023. № 2. С. 18–30.
Махалин В.Н. Управление креативным классом: зарубежный и отечественный опыт // Вестник университета. 2015. № 1. С. 146–150.
Махалина О.М., Махалин В.Н. Инновационная или креативная экономика в современной России? Подходы к управлению // Вестник университета. 2014. № 21. С. 37–39.
Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 1. С. 29–42. DOI: 10.18334/ce.12.1.38783
Михайлова А.В., Шкурко Н.С. Роль креативных пространств и креативного туризма в регионах Российской Федерации для формирования креатосферы // Креативная экономика. 2023. Т. 7. № 8. С. 2873–2886. DOI: 10.18334/ce.17.8.118767
Насырова С.И. Новый подход к исследованию уровня развития креатосферы человеко-ориентированной экономики в России // Russian Journal of Economics and Law. 2024. Т. 18. № 3. С. 593–618. DOI: 10.21202/2782-2923.2024.3.593-618
Насырова С.И. Эволюционные аспекты экономики, ориентированной на человека, в категориально-системной методологии // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 6. С. 202–223. DOI: 10.38050/0130010520216.10
Ощепкова Д.С. Интеллектуальная собственность как базовая категория креатосферы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 5(61). С. 294–301.
Павлов М.Ю. Трансформация потребностей, ценностей и мотивации человека при переходе к ноономике // Экономическое возрождение России. 2021. № 3(69). С. 134–143. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-3-69-134-143
Прохоров С.И. Формирование креативного пространства в современном мегаполисе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2021. № 1(24). С. 100–110. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-100-110
Семеркова Л.Н., Седлецкий А.В. Управление системой воспроизводства креативного класса в постиндустриальном обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 1(53). С. 104–112. DOI: 10.21685/2072-3016-2020-1-9
Сургуладзе В.Ш. Кризис креативной экономики в условиях урбанизации и экономического неравенства информационного общества // США и Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 10. С. 80–97. DOI: 10.31857/S2686673022100066
Счисляева Е.Р., Макиева И.В. Особенности функционирования сети организаций креативных индустрий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. Т. 1. № 145. С. 77–82.
Темербулатова Ж.С., Жупарова А.С., Нусюпаева А.А. Статистика в области креативных индустрий: обзор методологических основ // Экономика: стратегия и практика. 2020. Т. 15. № 4. С. 139–146.
Bagwell S. Creative Clusters and City Growth // Creative Industries Journal. 2008. Vol. 1. Is. 1. P. 31–46. DOI: 10.1386/cij.1.1.31_1
Berry C.R., Glaeser E.L. The Divergence of Human Capital Levels across Cities // Papers in Regional Science. 2005. Vol. 84. Is. 3. P. 407–444. DOI: 10.1111/j.1435-5957.2005.00047.x
Chapain C., Cooke P., De Propris L., Mac Neill S., Mateos-Garcia J. Creative Clusters and Innovation. London: NESTA, 2010.
Comunian R., England L. Creative and Cultural Work Without Filters: Covid-19 and Exposed Precarity in the Creative Economy // Cultural Trends. 2020. Vol. 29. Is. 2. P. 112–128. DOI: 10.1080/09548963.2020.1770577
Levickaitė R. Four Approaches to the Creative Economy: General Overview // Business, Management and Education. 2011. Vol. 9. Is. 1. P. 81–92. DOI: 10.3846/bme.2011.06
Markusen A., Wassall G.H., DeNatale D., Cohen R. Defining the Creative Economy: Industry and Occupational Approaches // Economic Development Quarterly. 2008. Vol. 22. Is. 1. P. 24–45. DOI: 10.1177/0891242407311862
Mikhailova A., Vinokurova U. The Relation to Calls and Threats in the Arctic in the Context of Creatosphere (Kreatosfera) // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018: Conference proceedings. Albena, Bulgaria: STEF92 Technology Limited, 2018. Vol. 5. Is. 3.3. P. 953–958. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/3.3/S12.122
Randi R. Creative Economic Governance in Tanjung Medang Village // Proceedings of International Interdisciplinary Conference on Sustainable Development Goals (IICSDGs). 2020. Vol. 3. Is. 2. P. 28–32.
Shapiro J.M. Smart Cities: Quality of Life, Productivity, and the Growth Effects of Human Capital // Review of Economics and Statistics. 2006. Vol. 88. Is. 2. P. 324–335. DOI: 10.1162/rest.88.2.324
Xu F., Rickards T. Creative Management: A Predicted Development from Research into Creativity and Management // Creativity and Innovation Management. 2007. Vol. 16. Is. 3. P. 216–228. DOI: 10.1111/j.1467-8691.2007.00445.x
Zhao K., Zhang Y., Zhao J., Li X. Understanding Contributions of the Creative Class to Sustainable Economic Growth in China // Sustainability. 2020. Vol. 12. Is. 4. DOI: 10.3390/su12041304