Государственное управление. Электронный вестник

Подотчетность как объект правовой оценки

Авторы

  • Рой Олег Михайлович

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-108-2025-138-147

Ключевые слова:

Подотчетность, местное самоуправление, нормативно-правовые акты местного самоуправления, правоприменение, муниципальная реформа, функции муниципального управления, цифровые технологии.

Аннотация

Подотчетность является важнейшей функцией публичного управления, предусматривающей создание устойчивых и прозрачных правил во взаимодействии органов власти и гражданского общества. В то же время воплощению этой функции в практике муниципального управления не придается должного внимания. Это проявляется в недостаточном количестве контрольных параметров, представленных в законодательстве и используемых для более полного обеспечения ответственности власти перед населением. Целью статьи является правовая оценка функции подотчетности на муниципальном уровне. Поставленная цель предполагает решение ряда исследовательских задач, в том числе выделение основных признаков подотчетности, выявление особенностей подотчетности на муниципальном уровне, формулировку критериев реализации этой функции. В качестве методов исследования использован сравнительный анализ, при помощи которого было проведено сопоставление функции подотчетности на государственном и местном уровне. Объектом исследования выступили Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, муниципальных, городских округов и муниципальных районов» и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основным результатом исследования можно назвать выявленную на основе анализа нормативных документов асимметричность в реализации функции подотчетности в деятельности органов государственной и муниципальной власти. Эта асимметричность проявляется в явном доминировании государственных параметров подотчетности местной власти по сравнению с ее ответственностью перед населением. Преодоление асимметричности возможно за счет расширения ответственности административных органов местной власти перед населением, установления простых и прозрачных правил ведения документооборота и отчетности, а также внедрения новых цифровых технологий.

Информация об авторе

  • Рой Олег Михайлович

    Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник,
    SPIN-код РИНЦ: 2404-7079,
    ORCID: 0000-0003-1885-7865,
    roi_omsk@mail.ru

    Институт философии и права Уральского отделения РАН; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, РФ.

Библиографические ссылки

Аржанов В.В., Пашенько С.Б. Отчетность органов и должностных лиц местного самоуправления как один из элементов выстраивания единой системы публичной власти // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 3(140). С. 72–80. DOI: 10.24412/2227-7315-2021-3-72-80

Артеменко Е.А. Механизмы открытого правительства как способ повышения открытости, подотчетности и противодействия коррупции в России // Общество и экономика. 2023. № 10. С. 64–77. DOI: 10.31857/S086904990023198-9

Волкова О.Н. Прозрачность, подотчетность и доверие в обществе // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 141–148. DOI: 10.32609/0042-8736-2015-2-141-148

Княгинин Д.К. К вопросу о понятии публичной подотчетности // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 9–14.

Нисневич Ю.А. Подотчетность и контроль деятельности публичной власти как основа противодействия коррупции // Вопросы политологии. 2013. № 1(9). С. 52–62.

Рахмеева И.И. Оценка регулирующего воздействия в качестве институционального фактора развития региональной социально-экономической системы // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 1. С. 218–235.

Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2003.

Сынкова Е.М. К проблеме исследования понятия подотчетности в конституционном и административном праве // Вопросы российского и международного права. 2012. № 1. С. 29–42.

Цинченко Г.М., Поминов М.А. Основы реформ открытого правительства // Управленческое консультирование. 2022. № 5(161). С. 108–115. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-5-108-115

Ardigó I.A. Local Government Accountability Mechanisms // U4 Helpdesk Answer 2019:09. 2019. URL: https://www.u4.no/publications/local-government-accountability-mechanisms.pdf

Keane J. The Life and Death of Democracy. London: Simon and Schuster, 2009.

Merchant K.A., Otley D.T. A Review of the Literature on Control and Accountability // Handbooks of Management Accounting Research. 2006. Vol. 2. Р. 785–802. DOI: 10.1016/S1751-3243(06)02013-X

Pelizzo R. Culture and Accountability // Public Administration and Civil Service. 2021. Vol. 4. Is. 79. P. 24–37. DOI: 10.52123/1994-2370-2021-558

Romzek B.S., Dubnick M.J. Accountability // Defining Public Administration. Selections from the International Encyclopedia of Public Policy and Administration / ed. by Jay M. Shafritz. New York: Routledge, 2018. Р. 382–395.

Загрузки

Опубликован

26.02.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Рой , О.М. (2025) “Подотчетность как объект правовой оценки ”, Государственное управление. Электронный вестник, (108), pp. 138–147. doi:10.55959/MSU2070-1381-108-2025-138-147.

Похожие статьи

1-10 из 280

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.