Государственное управление. Электронный вестник

Использование элементов маржинального анализа при управлении трансформацией структуры активов судостроительного предприятия

Авторы

  • Алехин Михаил Юрьевич

    Автор
  • Мамедова Лейла Эльдар гызы

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-109-2025-7-29

Ключевые слова:

Производственные системы судостроения, нестационарные процессы, эффективность, операционный рычаг, зона безубыточности, управление инновационными процессами, цикл постройки, судостроительное предприятие, промышленность, реструктуризация, имущественный комплекс.

Аннотация

Представленное вниманию исследование посвящено вопросам трансформации активов сложного наукоемкого промышленного производства с целью повышения эффективности их использования при одновременном учете интересов как собственников (инвесторов), так и менеджмента и непосредственных участников производственного процесса. Объектом исследования служит судостроительная верфь, обладающая спецификой организации такого производства в Российской Федерации, то есть сочетающего в себе черты и специализации, и кооперации и функционирующего в условиях значительной доли государственного заказа в действующем и перспективном портфелях. Теория управления производственными системами содержит методы, методологии и рекомендации, относящиеся прежде всего к стационарным системам, деятельность которых в условиях совершенной конкуренции описывается равновесными моделями. Основным вектором научных поисков авторов статьи является исследование нестационарных процессов, прогнозирование и разработка методологии управления характеристиками, свойственными производственным системам судостроения в различных рыночных условиях. Эффективное развитие предприятия есть общая цель микроэкономического управления. В статье поставлены задачи по нормированию уровня затрат в судостроении, в частности при постройки головного судна, и по снижению затрат с учетом заданного уровня риска, с учетом циклов строительства. В целях дальнейшего пересмотра и обоснования реализации инновационных программ, необходимого и достаточного реформирования активов предприятия, которые должны предшествовать получению заказов от государственных учреждений. В качестве метода исследования использованы элементы маржинального анализа (CVP-анализ). С его помощью показано влияние структуры активов на важные экономические индикаторы, например область безубыточности процесса постройки судна. В результате исследования в научный оборот введены понятия «область безубыточности» и «область финансовых рисков» как функции от изменения цикла постройки. Предложен экономический индикатор, который может быть использован для определения экономической целесообразности передачи постройки объекта морской техники конкретному предприятию и для обоснования программ реформирования структуры имущественного комплекса. Предложен также методический подход к решению задачи управления инновационными процессами по изменению структуры затрат на судостроительном предприятии с целью уменьшения величины себестоимости постройки и одновременного обеспечения приемлемого уровня риска операционной деятельности.

Информация об авторах

  • Алехин Михаил Юрьевич

    Доктор экономических наук, профессор
    SPIN-код РИНЦ: 6884-6757
    alekhin@SMTU.RU

    Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, РФ

  • Мамедова Лейла Эльдар гызы

    Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой управления судостроительным производством
    SPIN-код РИНЦ: 6207-4400
    ORCID: 0000-0002-9176-6831
    maleyla@yandex.ru

    Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, РФ

Библиографические ссылки

Алехин М.Ю., Ваучский А.Н. Алгоритм формирования кластера средств труда производственных систем судостроения, перспективных для инвестирования // Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 4-2(54). С. 96–101. DOI: 10.37220/MIT.2021.54.4.073

Бубновская Т.В., Артемьева О.А., Исаенко Л.А., Радченко К.И. Особенности управленческого учета на судостроительном предприятии и оптимизация аналитического учета затрат // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 4(37). С. 67–71. DOI: 10.26140/anie-2021-1004-0014

Де Сото Э. Загадка капитала: Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.: Олимп-Бизнес, 2004.

Егорова А.О., Посошков Д.С. Ключевые показатели эффективности деятельности судостроительных предприятий АО «ОСК» за 2020 год // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 7(57). С. 26–31. DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.04

Зубаткин В.Ю., Аксенов М.Ю. Маржинальный анализ и его роль в принятии управленческих решений // Современные тенденции развития исследовательских компетенций в условиях инновационного кластера. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2024. С. 50–52.

Костин К.Б., Мамедова Л.Э., Золотов А.С. Исследование инновационных технологий производства на примере южнокорейских судостроительных предприятий «Большой тройки» // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 6649–6664. DOI: 10.18334/epp.13.12.120213

Костюк В.Н. Нестационарные экономические процессы. М.: УРСС, 2004.

Мамедова Л.Э.Г. Способы эффективного использования ресурсов судостроительного предприятия // Журнал университета водных коммуникаций. 2011. № 2. С. 91–97.

Портер М. Конкуренция. М.: ИД Вильямс, 2001.

Akhilgova Z.Kh., Yurasova I.O. Practical Aspects of CVP Analysis Application in Russia // Экономика и предпринимательство. 2019. № 10(111). С. 1283–1287.

Baumol W.J., Bowen W.G. Performing Arts: The Economic Dilemma. New York: The Twentieth Century Fund, 1966.

Jere T. Marginal Analysis as the Basis for Decision Making // Интерактивная наука. 2021. № 4(59). С. 46–50. DOI: 10.21661/r-553800

Mamedova L., Gogolukhina M. Organisational and Economic Aspects of Deep Modernization and Foundation Projects of Shipbuilding Yards // Transportation Research Procedia. 2022. Vol. 63. P. 2072–2078. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.06.231

Manea M., Manea E. Shipbuilding — An Analysis from the Perspective of Enterprise Resources Planning System // World Journal of Engineering and Technology. 2023. Vol. 11. Is. 1. P. 81–112. DOI: 10.4236/wjet.2023.111008

Mun J. Empirical Cost Estimation for U.S. Navy Ships // Universal Journal of Management. 2019. Vol. 7. Is. 5. P. 152–176. DOI: 10.13189/ujm.2019.070502

Ozkok M., Helvacioglu I.H. A Continuous Process Improvement Application in Shipbuilding // Brodogradnja. 2013. Vol. 64. P. 31–39.

Suheon J., Saenal S., Huiqiang S., Yong-Kuk J., Jong Gye S. System Development for Establishing Shipyard Mid-Term Production Plans Using Backward Process-Centric Simulation // International Journal of Naval Architecture and Ocean Engineering. 2019. Vol. 12. P. 20–37. DOI: 10.1016/j.ijnaoe.2019.05.005

Wang X.Y., Bai J.H. Factor Flow, Resource Mismatch and Total Factor Productivity // Inquiry into Economic Issues. 2022. Vol. 10. P. 50–61.

Xue L., Shi G., Dai D., Xu Y. Two-Stage Efficiency Structure Analysis Model of Shipbuilding Based on Driving Factors: The Case of Chinese Shipyard // Open Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 8. P. 182–200. DOI: 10.4236/jss.2020.82015

Zhang W., Bo L., Zhang S., Wang Y. Assessing the Relationship between Resource Misallocation and Total Factor Productivity Based on Artificial Neural Network // Computational Intelligence and Neuroscience. 2022. DOI: 10.1155/2022/5148879

Загрузки

Опубликован

29.04.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 196

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.