Государственное управление. Электронный вестник

Воспроизводство человеческого потенциала в стратегиях экономического развития в межстрановой перспективе

Авторы

  • Шумская Екатерина Игоревна

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-111-2025-186-193

Ключевые слова:

Человеческий потенциал, воспроизводство человеческого потенциала, образование, межстрановой анализ, экономическое развитие, государственное управление, стратегии долгосрочного экономического роста.

Аннотация

Главной предпосылкой к более глубокому исследованию уже изученных аспектов концепции человеческого потенциала послужил тот факт, что на сегодняшний день существуют группы стран со схожими высокими оценками человеческого потенциала и при этом различными показателями экономического развития. Изучение условий реализации человеческого потенциала для экономического роста в значительной степени игнорируется в научной литературе. Цель исследования — выявление особенностей построения государственной политики по воспроизводству человеческого потенциала через стратегии долгосрочного развития в странах, лидирующих по показателям технологического и научного прогресса. Для этого необходимо дать общую оценку человеческого потенциала, изучить меры государственной политики по стимулированию НИОКР, оценить взаимосвязь долгосрочного экономического роста, образованности населения и качества государственного управления, изучить стратегии государств на предмет выстраивания системы воспроизводства и реализации человеческого потенциала в современных условиях. Простое стимулирование спроса посредством субсидий на НИОКР и налоговых льгот может приводить к завышенной стоимости исследований, не увеличивая при этом их количество и качество. Человеческий потенциал часто определяют через уровень образованности населения. В условиях развития инновационной экономики наука становится важнейшей ступенью в ходе реализации образовательной составляющей потенциала. Страны часто не учитывают значимость политики со стороны предложения в виде своевременного развития системы образования (в первую очередь технического), инвестиций в инфраструктуру (университетов, зданий, лабораторий, логистики), популяризации карьеры ученого, содействия притоку высококвалифицированных кадров и пр. Было показано, что в итоге рост образованности населения в целом ведет к проведению более качественной и удовлетворительной государственной политики. Анализ ключевых стратегических документов выявил ряд актуальных вызовов для стран, стремящихся к долгосрочному экономическому росту: не наблюдается взаимосвязи между составляющими воспроизводства и реализации человеческого потенциала, что ведет к снижению эффективности государственного управления. Исключением среди изучаемых стран стали Япония и Южная Корея, которые ставят человеческий потенциал в центр своих стратегий долгосрочного развития.

Информация об авторе

  • Шумская Екатерина Игоревна

    Кандидат экономических наук
    SPIN-код РИНЦ: 2683-8504
    ORCID: 0000-0002-2387-8890
    shumskayaei@mail.ru

    Счетная палата Российской Федерации, Москва, РФ

Библиографические ссылки

Бодрунов С.Д., Золотарев А.А. Переход к ноономике, проблемы технологического суверенитета и региональное развитие // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2024. № 1(76). С. 75–79. DOI: 10.52897/2411-4588-2024-1-75-79

Молчанов И.Н. Образование и экономический рост: настоящее и взгляд в будущее // Государственное управление. Электронный вестник. 2025. № 108. С. 68–79. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-68-79

Castle S.D., Byrd W.C., Koester B.P. et al. Systemic Advantage Has a Meaningful Relationship with Grade Outcomes in Students’ Early STEM Courses at Six Research Universities // International Journal of STEM Education. 2024. Vol. 11. DOI: 10.1186/s40594-024-00474-7

Goolsbee A. Does Government R&D Policy Mainly Benefit Scientists and Engineers? // American Economic Review. 1998. Vol. 88. Is. 2. P. 298–302.

Guenther G. Research Tax Credit: Current Law and Policy Issues for the 114th Congress // Congressional Research Service. 2015. URL: https://nationalaglawcenter.org/wp-content/uploads/assets/crs/RL31181.pdf

Hanushek E.A., Woessmann L. The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. Cambridge, MA: MIT Press, 2015.

Romer P.M. Should the Government Subsidize Supply or Demand in the Market for Scientists and Engineers? // Innovation Policy and the Economy. Vol. 1 / ed. by A. Jaffe, J. Lerner, S. Stern. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. P. 221–252.

Santacreu A.M., Zhu H. How Did South Korea’s Economy Develop So Quickly // St. Louis Fed on the Economy. 2018. URL: https://www.stlouisfed.org/on-the-economy/2018/march/how-south-korea-economy-develop-quickly

Ufuk A., Stantcheva S. Taxation and Innovation: What Do We Know? // NBER Working Paper No. 27109. 2020. URL: https://www.nber.org/papers/w27109

Warwick K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends // OECD Science, Technology and Industry Policy Papers. 2013. No. 2. URL: https://www.oecd.org/en/publications/beyond-industrial-policy_5k4869clw0xp-en.html

Загрузки

Опубликован

29.08.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

11-20 из 347

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.