Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности

Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности

Авторы

Ключевые слова:

Политико-административные способности, турбулентность, неопределенность, робастное управление, устойчивое развитие

Аннотация

Цель статьи заключается в выявлении политико-административных способностей государственного управления, требуемых для адекватного ответа на новые вызовы, возникающие в условиях турбулентности и неопределенности. Статья обращает внимание на институциональную составляющую данной проблемы. Обосновывается понимание турбулентности как условия, изменяющего приоритеты институционального дизайна государственного управления; выделена роль институциональной неопределенности, когда потенциальная готовность к реакции на действие неизвестных эндогенных и экзогенных факторов становится обязательным элементом институционального дизайна современного государственного управления. Предлагается типология способностей государственного управления, которую в новых условиях можно структурировать посредством выделения адаптивной, прогностической, динамической и мобилизационной их разновидностей. Методологической основой данной типологии является модель робастного управления (robust governance). Утверждается, что в рамках модели робастного управления происходит пересмотр традиционных критериев качества государственного управления. Вместо эффективности базовым критерием становится адаптивность, достигаемая благодаря соблюдению требований гибкости, последовательности и согласованности, реализуемых в процессе проведения изменений в оптимальном временном периоде. В свою очередь, достижение соответствия данным требованиям во многом зависит от особенностей существующих институтов системы государственного управления. Однако политико-административные барьеры как следствие дисфункций действующих институтов и сложившейся управленческой практики могут усиливать эндогенную неопределенность. Это затрудняет процесс адекватного реагирования на внешние потрясения и создает опасность возникновения новых вызовов. В статье делается вывод, что преодоление выделенных барьеров, внедрение и укрепление всех упомянутых политико-административных способностей робастного управления сделает государственные институты более устойчивыми и лучше подготовленными к будущим потрясениям.

Биография автора

Купряшин Геннадий Львович, МГУ имени М.В. Ломоносова

Доктор политических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 8483-8158

Kupryashin@spa.msu.ru 

 

Библиографические ссылки

Алексеев М.А., Фрейдина Е.В., Тропин А.А. Понятийный каркас и модель механизма робастного управления экономическими системами // Вопросы управления. 2018. № 6. С. 72–83.

Блинова Т. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2020. № 1. С. 5–37.

Борщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества. М.: Юрайт, 2022.

Вилисов М.В., Телин К.О., Филимонов К.Г. От устойчивости к стабильности: что делает «хорошим» государственное управление// Полития. 2020. № 1(96). C. 7–27. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-7-27

Жихаревич Б.С., Жулин А.Б., Зайцев Д.А., Клепач А.Н., Клименко А.В., Ларионов А.В., Прядильников М.В., Якобсон Л.И., Яременко И.А. Планирование и управление по результатам в условиях турбулентности. Круглый стол, 25.10.2022 // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 4. С. 7–29.

Зарочинцев С.В. «Упреждающее» государственное управление и оценка рисков национальной безопасности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 3. С. 200–218.

Полтерович В.М., Дмитриев М.Э., Яковлев А.А., Гурвич Е.Т., Аузан А.А. Судьба экономических программ и реформ в России (Круглый стол в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ) // Вопросы экономики. 2017. № 6. С. 22–44. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-6-22-44

Сморгунов Л.В. Концепция «способностей государства», конструктивизм и развитие теории государственного управления // Государственное управление в XXI в.: традиции и инновации: 6-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (29–31 мая 2008 г.). М.: МАКС Пресс, 2009. C. 403–419.

Ansell Ch., Trondal J. Governing Turbulence: An Organizational-Institutional Agenda // Perspectives on Public Management and Governance. 2017. Vol. 1. Is. 1. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/225894357.pdf

Ansell Ch., Sørensen E., Torfing J. Public Administration and Politics Meet Turbulence: The Search for Robust Governance Responses // Public Administration. 2023. Vol. 1. Is. 1. P. 3–22. DOI: 10.1111/padm.12874

Baehler K.J., Biddle J.C. Governance for Adaptive Capacity and Resilience in the U.S. Water Sector // Ecology and Society. 2018. Vol. 23. Is.4. DOI: 10.5751/ES-10537-230424

Bizikova L., Swanson D., Tyler S., Roy D. & Venema H.D. Policy Adaptability in Practice // Policy Design and Practice. 2018. Vol. 1. Is. 1.

DOI: 10.1080/25741292.2018.1436376

Brugnach M., Dewulf A., Pahl-Wostl C., Taillieu T. Toward a Relational Concept of Uncertainty: About Knowing Too Little, Knowing Too Differently, and Accepting Not to Know // Ecology and Society. 2008. Vol. 13. Is. 2. URL: http://www.ecologyandsociety.org/vol13/iss2/art30/

Capano G., Toth F. Thinking Outside the Box, Improvisation, and Fast Learning: Designing Policy Robustness to Deal with What Cannot Be Foreseen // Public Administration. 2023. Vol. 101. Is. 1. P. 90–105. DOI: 10.1111/padm.12861

Carstensen M., Sørensen E., Torfing J. Why We Need Bricoleurs to Foster Robust Governance Solutions in Turbulent Times // Public Administration. 2023. Vol. 101. Is. 1. P. 36–52. DOI: 10.1111/padm.12857

Dewulf A., Biesbroe R. Nine Lives of Uncertainty in Decision- Making: Strategies for Dealing with Uncertainty in Environmental Governance // Policy and Society. 2018. Vol. 37. Is. 4. P. 441–458. DOI: 10.1080/14494035.2018.1504484

Duit A. Resilience Thinking: Lessons for Public Administration // Public Administration. 2016. Vol. 94. Is. 27. P. 364–380. DOI: 10.1111/padm.12182

Howlett M. Procedural Policy Tools and the Temporal Dimensions of Policy Design // International Review of Public Policy. 2019. Vol. 1. Is. 1. P. 27–45. DOI: 10.4000/irpp.310

Klijn E.H., Koppenjan J.F.M. Governance Networks in the Public Sector. London: Routledge. 2016. DOI: 10.4324/9781315887098

Olson R., Dunagan J. Introduction to Special Issue: Government Foresight // World Futures Review. 2019. Vol. 11. Is. 3. P. 183–186.

DOI: 10.1177/1946756719839385

Stark A. Bureaucratic Values and Resilience: An Exploration of Crisis Management Adaptation // Public Administration. 2014. Vol. 92. Is.3. P. 692–706. DOI: 10.1111/padm.12085

Загрузки

Опубликован

30.10.2023

Как цитировать

Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 97, 174-189. https://doi.org/10.24412/1pczz409

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 97, 174-189. https://doi.org/10.24412/1pczz409

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

101-110 из 163

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...