Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках

Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках

Авторы

  • Кулькова Варвара Юрьевна Казанский государственный энергетический университет https://orcid.org/0000-0001-9943-1780
  • Юзеф Хайтам Аббас Мохамед Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ https://orcid.org/0000-0002-7197-393X

Ключевые слова:

Исламское предпринимательство, формы малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка предпринимательства, сфера услуг

Аннотация

В российской науке и практике идет непрекращающаяся дискуссия о позиционировании исламского
предпринимательства в структуре народного хозяйства РФ и наиболее эффективных механизмах его государственной поддержки. С одной стороны, развитие исламского предпринимательства в сфере услуг для мусульманского населения рассматривается как наиболее быстро растущий сегмент мировой экономики и открывает новые международные рынки для РФ, что обуславливает необходимость государственной поддержки исламского предпринимательства как самостоятельной формы малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, в неофициальной риторике бытует мнение, что развитие исламского предпринимательства не соответствует светскому, многоконфессиональному характеру российского государства. Цель исследования — описание позиционирования исламского предпринимательства и выявление социально-экономических эффектов и ограничений его государственной поддержки. В исследовании для выявления сущности исламского предпринимательства используется вторичный анализ теоретических подходов в зарубежных и отечественных научных источниках, фактографических данных каталога организаций-членов Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации в расчете относительной величины структуры исламского предпринимательства в сегменте МСП по отраслевому признаку. Для характеристики государственной поддержки исламского предпринимательства в РФ был использован метод анкетирования представителей исламского бизнеса (N = 31). В результате выявлены специфические черты отечественной модели исламского предпринимательства: ключевая отраслевая сегментация исламского предпринимательства в секторе МСП, концентрирующаяся в наибольшей степени в сфере услуг; халяль-индустрия как растущий сегмент рынка представлена крупными предпринимательскими структурами, при размытости осмысленного понимания ими сущности исламской модели экономики и исламского предпринимательства; информационная закрытость исламского бизнеса. Проведенное исследование позволило получить экспертные мнения об эффективности реализации государственными органами поддержки исламских предпринимателей, обобщение которых дает основу для формулировки выводов о проблеме недостаточности государственной поддержки исламского бизнеса в РФ. 

Биографии авторов

Кулькова Варвара Юрьевна, Казанский государственный энергетический университет

Доктор экономических наук, профессор, Казанский государственный энергетический университет, Казань, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 4819-4628

kulkova77@mail.ru

Юзеф Хайтам Аббас Мохамед, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 9417-2455

haitham.youssef4@yahoo.com

Библиографические ссылки

Абдулин О.М. О принципах исламского предпринимательства // Minbar. Islamic Studies. 2015. Т. 8. № 1. С. 65–74.

Бахарева О.В., Романова А.И. Институты инновационного развития региона. М.: «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019.

Гибадуллин М.З., Аюпов А.А., Нуриев А.Р., Шагимарданов А.Р. Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

Горьковенко Д.В. Отечественный и зарубежный опыт государственного управления малым предпринимательством // Вестник современных исследований. 2018. № 12.12(27) С. 119–127.

Григорьева Н.С. Социальная политика в России и мире: востребованность социального качества // Мир перемен. 2008. № 1. С. 82–95.

Козина Е. Обзор рынка халяльной мясосодержащей продукции за 2019 год // Российский продовольственный рынок. 2020. № 3. URL: https://foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2020&number=183&article=2723

Косач Г.Г. «Исламская» дипломатия России: Организация исламского сотрудничества // Религия и общество на Востоке. 2020. № 4. С. 96–126. DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-96-126.

Кулькова В.Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 9. С. 1592–1607. DOI: https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1592.

Петрище В.И. Обеспечение эффективной занятости населения путем развития малого предпринимательства // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 3. С. 201–209. DOI: https://doi.org/10.12737/11694.

Рябченко Л.И. Перспективы развития исламского банкинга в России // Вестник ГУУ. 2018. № 9. С. 140–146. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-9-140-146. Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 88. Октябрь 2021 г.

Юзеф Х.А. Финансовый механизм развития исламского бизнеса в Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12. № 1. С. 56–70. DOI: 10.18184/2079-4665.2021.12.1.56-70.

Яхин Э. Партнерство (товарищество) как форма развития исламской модели предпринимательства в России // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2010. № 1-2. С. 20–24.

Chowdhury A.J.M.N. Towards an Islamic Model of Entrepreneurship // Management Islamic Perspective / ed. by M. Loqman. Dhaka: BIIT, 2008. P. 6–19.

Moha A.A., Md. Siddique E.A. Halal Entrepreneurship: Concept and Business Opportunities // Entrepreneurship: Contemporary Issues / ed. by M. Turuk. Chapter: 7. Publisher: IntechOpen, 2020. DOI: 10.5772/intechopen.93657.

Oukil M.S. Entrepreneurship and Entrepreneurs in an Islamic Context // Journal of Islamic and Human Advanced Research. 2013. Vol. 3. Is. 3. P. 111–131.

Sadeq A. Entrepreneurship Development and Training: An Islamic Perspective // Hamdard Islamicus. 1997. Vol. 20. Is. 4. P. 37–43.

Загрузки

Опубликован

30.10.2021

Как цитировать

Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 88, 23-35. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/114

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 88, 23-35. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/114

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

211-220 из 353

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...