Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей

Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей

Авторы

  • Ахмерова Алсу Мунировна МГУ имени М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

Пандемия COVID-19, поведенческая экономика, поведение фирмы, потребитель, бизнес, кризис коронавируса

Аннотация

Кризис пандемии коронавируса, повлекший эмоциональные, психологические, социальные и экономические потрясения, уже можно назвать «Черным лебедем», который ознаменовал начало «новой нормы», характеризующейся высокой степенью неопределенности. Основной целью исследования является анализ влияния кризиса COVID-19 на поведение фирм и потребителей: важно измерить не только количественный урон, но и психологические (поведенческие) последствия пандемии. Ограничения коснулись в равной степени всех экономических агентов: прерваны глобальные цепочки поставок, введены карантинные меры по социальному дистанцированию и удаленной работе, а на государственном уровне приняты решения по закрытию границ и диверсификации производства для нужд здравоохранения. В результате анализа сделан вывод о том, что главной тенденцией как в поведении фирм, так и потребителей стало проявление альтруистического поведения: мировой локдаун заставил людей пересмотреть свои привычки в пользу осознанного потребления, а организации придерживаться социально ответственного поведения. Результаты исследования указывают также на то, что, с одной стороны, в результате распространения коронавируса структурно увеличится доля сотрудников, работающих удаленно, а с другой — произойдет ускорение процесса внедрения трудосберегающих технологических изменений и фирмы будут заменять труд капиталом, потому что капитал не может быть заражен вирусом, по крайней мере напрямую. Что касается потребителей, то их реакция в ответ на ограничения, возникающие во время карантина, кажется иррациональной, но был сделан вывод, что все же в рамках кризиса чрезмерная запасливость и панические покупки— вполне обоснованное потребительское решение в условиях высокого уровня неопределенности. В первой части работы показана структура кризиса COVID-19, его отличия от кризисов прошлого и изменения, которые он повлек на макроэкономическом уровне; далее рассмотрены основные особенности функционирования фирм в период пандемии и новые поведенческие паттерны поведения потребителей, в заключении сделаны выводы и даны рекомендации для дальнейших исследований.

Биография автора

Ахмерова Алсу Мунировна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Аспирант, кафедра политической экономии, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова,
Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 8184-5166

dancernb@yandex.ru

Библиографические ссылки

Baldwin R., Weder di Mauro B. Economics in the Time of COVID-19. London: CEPR Press, 2020.

Blakeley G. The Corona Crash: How the Pandemic Will Change Capitalism. London, New York: Verso, 2020.

Brakman S., Garretsen H., Witteloostuijn A. Robots Do Not Get the Coronavirus: The COVID-19 Pandemic and the International Division of Labor // Journal of International Business Studies. 2021. Vol. 52. P. 1215–1224. DOI: https://doi.org/10.1057/s41267-021-00410-9.

Cankurtaran P., Beverland M. Using Design Thinking to Respond to Crises: B2B Lessons from the 2020 COVID-19 Pandemic // Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 88. P. 255–260. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.05.030.

Didier T., Huneeus F., Larrainc M, Schmukler S. Financing Firms in Hibernation during the COVID-19 Pandemic // Journal of Financial Stability. 2021. Vol. 53. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jfs.2020.100837.

Ding A., Li S. National Response Strategies and Marketing Innovations during the COVID19 Pandemic // Business Horizons. 2021. Vol. 64. Is. 2. P. 295–306. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2020.12.005.

Frey C., Osborne M. The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change an international journal. 2017. Vol. 114. P. 254–280. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.08.019.

HeH., Harris L. The Impact of Covid-19 Pandemic on Corporate Social Responsibility and Marketing Philosophy // Journal of Business Research. 2020. Vol. 116. P. 176–182. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.030.

Rickard J. The New Great Depression. Winners and Losers in a Post-Pandemic World. New York: Portfolio/ Penguin, 2021.

Schwab K., Malleret T. Covid-19: The Great Reset. Geneva: Forum Publishing, 2020.

Sheth J. Impact of Covid-19 on Consumer Behavior: Will the Old Habits Return or Die? // Journal of Business Research. 2020. Vol. 117. P. 280–283. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.05.059.

Загрузки

Опубликован

30.10.2021

Как цитировать

Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 87, 105-112. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/163

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 87, 105-112. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/163

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

81-89 из 89

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...