К вопросу о критериях инновационности бизнес-моделей довузовского образования
Ключевые слова:
Цифровая трансформация, бизнес-модели, инновации, довузовская подготовка, онлайн-проекты, конкурентоспособность.Аннотация
Цифровая трансформация образования предъявляет новые требования к довузовскому образованию, являющемуся важным звеном в подготовке школьников к поступлению в вузы и формировании их профессиональных интересов и компетенций. Однако предложения для школьников в рамках вузов, представляющие собой эффективный формат дополнительного образования по профильным дисциплинам, сталкиваются с конкуренцией со стороны онлайн-обучения, а также с проблемами интеграции цифровых технологий в образовательные услуги. Это снижает их привлекательность и актуальность для школьников, что влияет на метрики приема вузов и мотивацию студентов. Объектом исследования являются онлайн-проекты дополнительного образования при вузах РФ, предметом — степень инновационности их бизнес-модели. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с разработкой методологических подходов к исследованию инновационности бизнес-моделей в довузовской подготовке. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы, такие как анализ, синтез, абстрагирование, и эмпирические: изучение опыта организации довузовского образования, исследование лучших отечественных практик, статистический анализ рынка довузовского образования и используемых бизнес-моделей, метод оценки инновационности элементов бизнес-моделей, в том числе на основе частотности, анализ сайтов проектов онлайн-образования. В результате исследования описаны структура дополнительного довузовского образования и изменение ее форматов в условиях цифровизации и развития онлайн-образования, особенности и трансформация бизнес-моделей традиционных и современных проектов довузовской подготовки; предложен подход к изучению и оценке инновационности бизнес-моделей на основе выявления нестандартности используемых элементов. Предполагается, что предложенный методологический подход к определению степени инновационности бизнес-модели и выявленные уникальные элементы проектов, предоставленные в качестве гипотез для выстраивания новых бизнес-моделей, на практике помогут существующим в этой сфере проектам повысить свою конкурентоспособность, а вновь выходящим на рынок EdTech компаниям — не только представить качественный и востребованный продукт, но и стать успешными в результате ускоренного роста.
Библиографические ссылки
Болдырева Е.В., Чупандина Е.Е., Черникова А.С. Развитие довузовской работы фармацевтического факультета на основе изучения взаимосвязи результатов общеобразовательной подготовки абитуриентов и успеваемости студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 34–41.
Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9(89). С. 30–36. DOI: 10.24158/spp.2021.9.3
Бурнаева Е.М., Саломатова С.Н. Цифровая профориентация как необходимая реальность // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 1(47). С. 34–44. DOI: 10.25726/j5344-2121-8154-v
Веселова Д.В., Игнатович С.С., Мелконян К.И. Организация проб как функция наставничества в процессе формирования профессионально важных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 2. С. 101–114. DOI: 10.17748/2686–9969–2022–5-2-101-114
Гаевская Д.Л. Опыт реализации дистанционного обучения слушателей на кафедре химии факультета довузовской подготовки // Организация, технологии и методологии непрерывного ориентированного образования в области математики и естественных наук на современном этапе. 2022. С. 51–55.
Гришкевич Т.В. Развитие доуниверситетской системы образования в условиях цифровой трансформации // Актуальные проблемы довузовской подготовки: материалы VI международной научно-методической конференции (Минск, 27 мая 2022 г.). Минск: БГМУ, 2022. С. 136–139.
Дударев А.Н. Довузовская подготовка в системе непрерывного образования от школы к университету (на материале биологии) // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. 2021. № 19. С. 169–180.
Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Шарыгина Е.Н. Профориентационная деятельность вуза в условиях модернизации системы образования // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 31–34. DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0007
Кубанцева Д.И. Клиповое мышление в контексте образовательного процесса // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 70–79. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-70-79
Низовцев А.Ю. Довузовская математическая подготовка как фактор развития личности старшеклассников в условиях цифровой среды // Человеческий капитал. 2021. Т. 1. № 12(156) С. 260–269. DOI: 10.25629/HC.2021.12.34
Олиндер М.В. Профориентационная работа со старшеклассником: проблемы и перспективы довузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. С. 218–221.
Прозорова Н.Г., Данович Л.М., Прозорова А.С. Перспектива развития профориентации в КубГТУ // Профнавигация молодежи: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Краснодар, 24 апреля 2020 года). Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2020. С. 118–122.
Скибицкий Э.Г., Волохина В.П. Экспериментальная работа по проверке результативности применения комбинированной системы обучения в довузовской подготовке иностранных студентов // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3(35). С. 58–69. DOI: 10.15393/j5.art.2021.7048
Foss N., Saebi T. Fifteen Years of Research on Business Model Innovation: How Far Have We Come, and Where Should We Go? // Journal of Management. 2016. Vol. 43. Is. 1. P. 200–227. DOI: 10.1177/0149206316675927