Цифровизация научной и образовательной среды: управленческие аспекты
Ключевые слова:
Глобальные вызовы, цифровизация, научная деятельность, система образования, управленческие стратегииАннотация
В эпоху четвертой, цифровой, революции, когда цифровая экономика становится основополагающим вектором развития стран, уделяется повышенное внимание роли и форме научной деятельности и образовательной системы. Вместе с формированием цифрового общества все стороны и аспекты социальной жизни и культуры претерпевают существенную трансформацию. Цифровая глобальная цивилизация характеризуется становлением единого общепланетарного информационного пространства, представляющего собой синтез теле-, радиовещания, компьютерной сети и энергетики. Границы физического и цифрового мира размываются вследствие дополненной и виртуальной реальности. В условиях новых глобальных вызовов возникает потребность в уникальных подходах к управленческим стратегиям научной деятельностью и образовательной системой, а также во внедрении искусственного интеллекта в образовательные технологии и программы для обеспечения развития человеческого потенциала и накопления человеческого капитала. Проведенное исследование позволило выявить место и роль научной деятельности в сознании российской молодежи, а также определить основные слабые стороны, ограничивающие функционирование научной деятельности в высших учебных заведениях. Их учет позволит разработать новые, актуальные подходы к управлению научной деятельностью в вузах и реализовать их научный продукт в реальном секторе экономики. Одним из условий и одной из предпосылок эффективного развития социальной сферы и экономики является развитие научной и образовательной сферы. Развитие человеческого потенциала и в целом инновационной составляющей российской науки имеет прямую зависимость от грамотного и эффективного функционирования и управления научными субъектами. Внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу связано с выполнением ряда условий, которые рассматриваются в статье.
Библиографические ссылки
Зацаринный А.А. О роли научных исследований в рамках цифровой трансформации общества // Социальные новации и социальные науки. 2020. № 1 (1). С. 47–59. DOI: https://doi.org/10.31249/snsn/2020.01.0
Исаева Т.Е., Исаева Е.С. Прыжок «азиатских тигров»: роль высшего образования в национальном сознании группы стран Восточной Азии. Ростов н/Д: Изд-во РГУПС, 2019.
Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. Москва: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт-Петербург, 1998.
Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: ключ к будущему? // Философские науки. 2018. № 4. С. 96–113. DOI: 10.30727/0235-1188-2018-4-96-113.
Пивоварова М.Б. Трансформация управленческих стратегий в научной сфере в высшей школе // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021». М.: МАКС Пресс, 2021.
Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
Рыбакова М.В., Зернова Л.П. Цифра и российское образование: управленческие аспекты // Власть. 2020. Т. 28. № 4. С. 171–178. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7454.
Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс Традиция, 2000.
Тихонов А.В., Богданов В.С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74–81. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250008325-0.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издатетьство ACT», 2004.
Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции. Москва: Эксмо, 2021.
Barbazzeni B., Friebe М. Digital Scientist 2035 — An Outlook on Innovation and Education // Frontiers in Computer Science. 2021. DOI: https://doi.org/10.3389/fcomp.2021.710972.
Verhoefa C.P. Broekhuizena T.Y., Abhi B.B., Qi J.D., Fabiana N.M. Digital Transformation: A Multidisciplinary Reflection and Research Agenda // Journal of Business Research. 2021. Vol. 122. P. 889–901. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.09.022.