Система менеджмента качества университета как объективное условие развития региональной экономики: зарубежный опыт
Ключевые слова:
Система менеджмента качества, экономика региона, образовательная система, подготовка квалифицированных специалистов, качество высшего образованияАннотация
Человеческий фактор играет важную роль в современной экономике, так как именно высококвалифицированные специалисты определяют пути развития в данной сфере. Рассмотрение взаимосвязи между эффективным использованием человеческих ресурсов и успешным социально-экономическим развитием региона или страны сегодня является весьма актуальной темой. Качество образования — залог профессионализма специалистов, обеспечивающий эффективное применение компетенций. В статье изучены различные трактовки понятия «качество образования», предлагается модель определения понятия «качество высшего образования». В научной литературе основное содержание системы менеджмента качества (далее — СМК) описывается преимущественно в сфере производства, а в данной статье она рассматривается в контексте высшего образования и определяется как основной рычаг развития экономики региона. В работе определены особенности СМК при подготовке квалифицированных специалистов. Установлено, что СМК в образовании в ближайшие годы будет диктовать определенные условия развития экономики и образования. Статья содержит обзор международного опыта внедрения СМК в вузы. Делается вывод, что для улучшения российской системы высшего образования необходимо внедрить СМК, осуществить самооценку деятельности вузов, например, по критериям М. Болдриджа. В результате анализа предлагается внедрить СМК в вузах, основываясь на содержательной сущности СМК, учитывая специфические особенности учебного заведения. Основным выводом данной работы является необходимость рассмотрения СМК в вузах в качестве основного рычага развития экономики региона, обеспечивающего достижение целевых приоритетов вуза. Теоретической основой послужили научные публикации в рамках рассматриваемой темы. Информационно-эмпирическую основу составляют отечественные и зарубежные работы, нормативные, статистические и аналитические документы. В качестве теоретических методов исследования в статье используются синтез, обобщение, конкретизация. Используемые эмпирические методы — дедуктивный метод, статистический анализ, сравнение, интерпретация. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений и выводов статьи в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов по данной тематике.
Библиографические ссылки
Заседова А.А., Гатина Г.Р. Система качества подготовки специалистов в технологическом вузе как объективное условие развития нефтегазохимического комплекса России // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 4. С. 320–324.
Зинурова Р.И., Хамидуллина Г.Р., Гатина Г.Р. Инновационные подходы к управлению качеством в образовательной системе. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015.
Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 85. Апрель 2021 г.
Юнусова Г.Р. Экономика образования — важная ветвь системы экономических наук // Государство и рынок в условиях глобализации мирового экономического пространства: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2021. С. 62–64.
Dicker R., Garcia M., Kelly A., Mulrooney H. What Does ‘Quality’ In Higher Education Mean? Perceptions of staff, students and employers // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. Is. 8. P. 1425–1441. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1445987.
Elton L. Dimensions of Excellence in University Teaching // International Journal for Academic Development. 1998. Vol. 3. Is. 1. P. 3–11. DOI: https://doi.org/10.1080/1360144980030102.
Juran J. Quality-Control Handbook. New York: McGraw-Hill, 1951.
Krause K.L. Addressing the Wicked Problem of Quality in Higher Education: Theoretical Approaches and Implications // Higher Education Research and Development. 2012. Vol. 31. Is. 3. P. 285–297. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2011.634381.
Schindler L., Puls-Elvidge S., Welzant H., Crawford L. Definitions of Quality in Higher Education: A Synthesis of the Literature // Higher Learning Research Communications. 2015. Vol. 5. Is. 3. P. 3–13. DOI: 10.18870/hlrc.v5i3.244.
Sfreddo L.S., Vieira G.B.B., Vidor G., Santos C.H.S. ISO 9001 Based Quality Management Systems and Organisational Performance: A Systematic Literature Review // Total Quality Management & Business Excellence. 2021. Vol. 32. Is. 3-4. P. 389–409. DOI: https://doi.org/10.1080/14783363.2018.1549939.
Srikanthan G., Dalrymple J. Developing Alternative Perspectives for Quality in Higher Education // International Journal of Educational Management. 2003. Vol. 17. Is. 3. P. 126–136. DOI: https://doi.org/10.1108/09513540310467804.
Srikanthan G., Dalrymple J. Implementation of a Holistic Model for Quality in Higher Education // Quality in Higher Education. 2005. Vol. 11. Is. 1. P. 69–81. DOI: https://doi.org/10.1080/13538320500077686.