Государственное управление. Электронный вестник

Организационная поддержка, стимулирующая сотрудников научно-исследовательских организаций к защите диссертационных работ в формате соискательства

Авторы

Ключевые слова:

Мотивация к научной деятельности, исследовательская работа, соискатель ученой степени, защита диссертационных работ, научная диссертация, научный руководитель, соискательство

Аннотация

С 1 марта 2022 года вступило в силу новое Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Оно стало следствием непрекращающейся работы по формированию полноценной четвертой ступени высшего образования. Это требует серьезных усилий по совершенствованию организационных мер поддержки аспирантов, и не только госорганы, но и организации (в особенности госкорпорации) должны вести свой вклад в увеличение количества и качества защищаемых диссертаций. В последние годы развитие кадрового научного потенциала стало важнейшей частью общей стратегии организаций научного дивизиона Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Концентрация усилий на прорывных направлениях исследований в различных областях высокотехнологичной атомной отрасли означает непрерывный рост научно-исследовательских достижений сотрудников, стимулирование их к написанию и защите диссертаций. Однако такое изменение роли научного знания и технологий требует не только управленческой воли (хотя она, безусловно, необходима), но и решения целого ряда сопутствующих организационных проблем, а также создания базы для подготовки квалифицированных кадров. Основной вопрос, особенно в быстроменяющемся глобальном мире, — в степени уважения к науке как к области профессиональной деятельности в российском обществе. Для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности жизненно важно понять, что необходимо делать организациям для повышения заинтересованности своих сотрудников в защитах диссертаций. Излагаемые в статье результаты являются продолжением исследования о факторах готовности к написанию и защите диссертационных работ, проведенного авторами ранее, и направлены на поиск и определение эффективных организационных мероприятий, сосредоточенных на повышении интереса сотрудников научного дивизиона госкорпорации «Росатом» в соискании ученых степеней. Авторами предпринята попытка выявить наиболее действенные меры организационной поддержки, стимулирующие интерес к научной деятельности сотрудников научного дивизиона отрасли, а также причины спада активности в области защиты диссертационных работ.

Информация об авторах

  • Зайцева Татьяна Вячеславовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

    Доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой управления персоналом, факультет
    государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

    SPIN код РИНЦ: 6358-5492

    zaytv@spa.msu.ru

  • Суворова Анна Александровна, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом»

    Эксперт проектного офиса по программе РТТН (МБИР), частное учреждение по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации»; советник проектного офиса по управлению тематическим планированием, АО «Наука и
    инновации», Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, РФ.

    SPIN код РИНЦ: 3607-2509

    AnnaSuvorova@rosatom.ru 

Библиографические ссылки

Артюхина А.И., Чижова В.М., Чумаков В.И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № S1. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3160

Бабаев Б.Д., Чекмарев В.В., Смольянинова Ю.В. Аспирантура, докторантура, соискательство как институты: общественная востребованность // Экономика образования. 2012. № 2. С. 111–115.

Багдасарьян Н.Г., Балуева Т. В., Крупа О.В. Аспирант и его диссертация: потенциал и риски защиты // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2020. № 3. С. 3–18. DOI: 10.37005/2687-0231-2020-0-9-3-18

Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9. С. 44–54. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

Владимиров И.А. Социальный механизм функционирования института аспирантуры в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № 1. С. 153–160. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-1-153-160

Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10040

Голиков А.И., Игнатьев В.П., Николаев П.Н. Пути модернизации аспирантуры в Федеральном университете // Высшее образование сегодня. 2022. № 1–2. С. 18–25. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.01-02.P.018

Загвязинский В.И. О социальной значимости и востребованности педагогических исследований // Образование и наука. 2015 № 8(127). С. 4–19. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-4-19

Зайцева Т.В., СувороваА.А. Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 198–228. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96

Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. С. 37–48. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3

Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Роль научного руководителя в научно-образовательной деятельности аспиранта // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2020. Т. 6. № 2. С. 145–158. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-10

Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 25–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37

Кандыбович С.Л, Разина Т.В. Ситуация неопределенности после защиты диссертации и её воздействие на психологическое здоровье научных сотрудников // Инновационные технологии в фармации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доцента Пешковой В.А. Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2018. № 5. С. 345–351.

Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 24–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36

Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 67–74. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-67-74

Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Партнерство субъектов образовательного процесса в непрерывной научно-исследовательской деятельности аспирантов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10. № 2. С. 6–16.

DOI: 10.14529/ped180201

Мардахаев Л.В. Диссертация и диссертационная деятельность соискателя // ЦИТИСЭ. 2016. № 5(9). URL: http://ma123.su/_ld/3/338_JMH.pdf

Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России.2019. Т. 28. № 8–9. С. 55–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-55-66

Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74–84.

Москвин В.Н. Перспективы использования интеллектуальной собственности при подготовке кандидатских и магистерских диссертаций по направлению «Землеустройство и кадастры» // Вестник Сибирской государственной геодезической академии. 2015. № 3(31). С. 151–158.

Обжорин А.М. Проблемы популяризации науки в России // Научная периодика: проблемы и решения. 2017. Т. 7. № 2. С. 117–125. DOI: 10.18334/nppir.7.2.37947

Осипов П.Н. Подготовка и защита диссертации: о пользе барьеров // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 105–118. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-105-118

Попова Н.Г., Биричева Е.В. Подготовка молодых учёных в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 208(1). С. 5–14.

Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 159–168. DOI: 10.17223/15617793/430/22

Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 86–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95

Соколов А.Ю. О совершенствовании правового регулирования прикрепления для подготовки диссертации кандидата наук вне аспирантуры // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 4. С. 32–39. DOI: 10.24412/1608-8794-2022-4-32-39

Стратегия и практика достижения высшей квалификации субъектом инновационного труда / под ред. С.И. Пахомова, В.Л. Кубышко, А.Н. Конева. Москва: КТ «Буки-Веди», 2018.

Gatfield T. An Investigation into PhD Supervisory Management Styles: Development of a Dynamic Conceptual Model and Its Managerial Implications // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. Is. 3. Р. 311–325. DOI: 10.1080/13600800500283585

Gess-Newsome J., Taylor J., Carlson J., Gardner A.L., Wilson Ch.D., Stuhlsatz M.A.M. Teacher Pedagogical Content Knowledge, Practice, and Student Achievement // International Journal of Science Education. 2019. Vol. 41. Is. 7. P. 944–963. DOI: 10.1080/09500693.2016.1265158

Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L. Doctoral Education in Europe Today: Approaches and Institutional Structures, 2019. URL: https://eua.eu/downloads/publications/online%20eua%20cde%20survey%2016.01.2019.pdf

Murphy N., Bain J.D., Conrad L.M. Orientations to Research Higher Degree Supervision // Higher Education. 2007. Vol. 53. Р. 209–234.

DOI: 10.1007/s10734-005-5608-9

Seagram B.C., Gould J., Pyke W. An Investigation of Gender and Other Variables on Time to Completion of Doctoral Degrees // Research in Higher Education. 1998. Vol. 39. Р. 319–335.

Sinclair M. The Pedagogy of ‘Good’ PhD Supervision: A National Crosshdisciplinary Investigation of PhD Supervision. Canberra: Australian Government, Department of Education, Science and Training, 2004.

Загрузки

Опубликован

19.12.2023

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Зайцева, Т. and Суворова , А. (2023) “Организационная поддержка, стимулирующая сотрудников научно-исследовательских организаций к защите диссертационных работ в формате соискательства”, Государственное управление. Электронный вестник, (99), pp. 205–232. Available at: https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/21 (Accessed: 7 April 2025).

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

1-10 из 379

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.