Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ
Ключевые слова:
Мотивация к научной деятельности, молодые ученые, исследовательская работа, защита диссертационных работ, диссертация, стимулирование труда работников научного дивизионаАннотация
Потребность российской науки в новых идеях и свежем взгляде на сложившиеся теоретические воззрения и технологии обусловила интерес авторов к факторам, влияющим на желание специалистов писать и защищать научные работы на соискание научных степеней. Многими учеными научная деятельность воспринимается как высокая цель и амбициозные задачи, решая которые они не только создают новый научный результат, но также получают интеллектуальное и эстетическое удовольствие. В этом контексте научная деятельность предстает даже не средством достижения цели, а самой целью. Так, высокотехнологичная и наукоемкая атомная отрасль фактом существования способствует не только достижению своей прямой цели — производства электроэнергии, но способствует развитию научного знания, концентрации усилий на прорывных направлениях исследований в различных областях, начиная от материаловедения и заканчивая экологией. В то же время обозначилась тенденция падения интереса со стороны квалифицированных кадров отрасли к написанию и защите диссертаций. Нежелательные последствия такого явления побудили авторов к проведению исследования по выявлению факторов, стимулирующих или тормозящих интерес к научной деятельности сотрудников научного дивизиона отрасли. В ходе обобщения отечественных и зарубежных источников, а также проведения исследования с применением методов математической статистики, опроса и интервью было выявлено, что готовность к защите диссертационных работ субъектов исследовательской деятельности в организациях научного дивизиона Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» представляет собой комплексную систему с разными уровнями, включая личностный, функциональный и предметно-деятельный (профессиональный).
Библиографические ссылки
Аблажей А.М. Институт аспирантуры в постсоветский период: сравнительный анализ (часть 1) // Философия образования. 2018. № 4(77). С. 114–126. DOI: 10.15372/PHE20180411
Аблажей А.М. Сравнительная оценка состояния академической аспирантуры (середина 2000-х – конец 2010-х годов) // Сибирский философский журнал. 2021. Т. 19. № 3. С. 55–67. DOI: 10.25205/2541-7517-2021-19-3-55-67
Аблажей А.М. Реформирование академического сектора науки в оценках научного сообщества // ЭКО. 2022. № 8(578). С. 173–192.
DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-8-173-192
Аллахвердян А.Г. Динамика развития российской науки: кадровый и гендерный анализ // Науковедческие исследования. 2018. С. 16–25. DOI: 10.31249/scis/2018.00.02
Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. DOI: 10.7868/S0132162517090148
Великанов В.В., Трапянок Н.Г. Современная аспирантура: особенности формирования новой генерации ученых (по материалам социологических опросов) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 3. С. 233–236.
Вечканов Г.С. Кадровый научный потенциал: вопросы эффективной подготовки // Экономика образования. 2011. № 2. С. 48–54.
Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10040
Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // ВестникСанкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4(52). С. 172–175.
Довейко А.Б., Стеценко А.И. Аспиранты: мотивации, удовлетворенность, проблемы // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 года. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 307–312.
Долженко Р.А., Карпилянский В.А., Хади Р.А., Диденко А.С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 122–153. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-122-153
Карпов А.В., Разина Т.В. Половые особенности мотивации научной деятельности преподавателей вузов // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4(26). С. 91–97.
Кельсина А.С. Женщины в науке: российский и региональный аспекты // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 1(37). С. 93–104. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7430
Кислова И.В., Михайловский В.Г., Савченко С.Л. Анализ подходов к пониманию готовности к деятельности // Социальные отношения. 2011. № 2(3). С. 11–20.
Лабынцева И.С. Особенности мотивации научной деятельности современных аспирантов // Вопросы педагогики. 2021. № 6–1. С. 210–216.
Лаптева О.И., Корнилова А.Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN620.pdf
Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Тerra Economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 116–129. DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129
Молоканова Е.А. Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 24-30. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-24-30
Никитина Н.Б. Становление и профессионализм психолога // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2(22). С. 70–75.
Новикова И.Ю. Синергетический подход в образовательном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 4(46). С. 61–66. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66
Орехова В.И. Ценностно-нормативный подход к изучению мотивации научно-исследовательской деятельности аспирантов // Среднее профессиональное образование. 2019. № 6. С. 35–38.
Патутина С.Ю. Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у студентов вузов // Кадровик. 2021. № 12. С. 117–124.
Пугач В.Ф. Подготовка кадров в аспирантуре России на рубеже XX–XXI веков (статистико-социологический анализ). М.: Федеральный институт развития образования (ФИРО), 2007.
Разина Т.В. Половые особенности мотивации научной деятельности студентов, собирающихся поступать в аспирантуру // Альма Матер: Вестник высшей школы. 2012. № 6. С. 30–35.
Разина Т.В. Динамика мотивации научной деятельности после защиты докторской диссертации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 20. С. 54–65.
Разина Т.В. Изменения мотивации научной деятельности в контексте стрессовых состояний, вызванных защитой диссертации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 369–392.
Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2006.
Стриханов М., Трубецков Д., Короновский А., Храмов А. Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 3–17.
Churchill H., Sanders T. Getting Your PhD: An Insiders’ Guide. London: Sage Publications, 2007.
Gill T., Hoppe U. The Business Professional Doctorate as an Informing Channel: A Survey and Analysis // International Journal of Doctoral Studies. 2009. Vol. 4. P. 27–57. DOI: 10.28945/44
Schmidt F.L., Hunter J.E. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology // Psychological Bulletin. 1998. Vol. 124. Is. 2. P. 262–274. DOI: 10.1037/0033-2909.124.2.262
Stephens N.M., Hamedani M.G., Destin M. Closing the Social-Class Achievement Gap: A Difference-Education Intervention Improves First-Generation Students’ Academic Performance and All Students’ College Transition // Psychological Science. 2014. Vol. 25. Is. 4.
DOI: 10.1177/0956797613518349