Государственное управление. Электронный вестник

Основные направления развития моделей интернационализации российских и китайских вузов

Авторы

  • Чэнь Ханьчжи

    Автор
  • Андрюшина Евгения Владимировна

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-109-2025-157-166

Ключевые слова:

Интернационализация высшего образования, искусственный интеллект, российско-китайское сотрудничество, управление образованием, образовательная политика.

Аннотация

В современных условиях изменения баланса сил в глобальном образовательном пространстве при сохраняющемся доминировании западных вузов все более актуализируется тенденция к перемещению центров на Восток. При этом возрастает роль российских и китайских университетов как новых образовательных полюсов притяжения. Статья посвящена исследованию вызовов, препятствующих успешным практикам реализации стратегий интернационализации российскими и китайскими вузами (репутационные потери китайских и российских вузов на глобальной арене из-за геополитических обстоятельств, противоречия экстенсивной интернационализации и технологические блокады в виде недопущения российских и китайских вузов и исследователей к западным технологиям, оборудованию). В работе обобщены и охарактеризованы изменения в стратегических документах РФ и КНР (ориентация на технологический национальный суверенитет, подготовку кадров для национальных и региональных потребностей, внедрение образовательных инноваций) в области высшего образования на основе существующих противоречий и распределения влияния в глобальной образовательной архитектуре. Авторы предлагают ряд рекомендаций — путей решения актуальных проблем в виде дальнейших корректировок стратегических ориентиров и приоритетов российской и китайской образовательных систем в сторону более активного внедрения инновационных информационных технологий, интенсификации усилий, в том числе совместных, по продвижению РФ и КНР как новых глобальных образовательных центров, развития общего научно-образовательного российско-китайского пространства на основе русского и китайского языков и совместной подготовки специалистов. В целом в статье аргументирована позиция о необходимости перехода к интенсификационной модели интернационализации вместо используемой экстенсивной.

Информация об авторах

  • Чэнь Ханьчжи

    Кандидат политических наук, преподаватель, старший менеджер управления кадров
    bfsuchz@gmail.com

    Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Шэньчжэнь, КНР

  • Андрюшина Евгения Владимировна

    Кандидат политических наук, декан факультета управления МГУ-ППИ в Шэньчжэне, доцент
    SPIN-код РИНЦ: 9026-8148
    ORCID: 0000-0003-2443-5677
    eugenie80@mail.ru

    Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова; МИСИС, Москва, РФ;
    Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Шэньчжэнь, КНР

Библиографические ссылки

Андрюшина Е.В. Перспективы формирования россиецентристской модели высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 104. С. 7–17. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-104-2024-7-17

Андрюшина Е.В., Рябинина А.М. Последствия интернационализации высшего образования в современном мире: теория и практики // Власть. 2023. Т. 31. № 2. С. 24–29. DOI: 10.31171/vlast.v31i2.9518

Глушненкова Л.Т., Коваленко С.В. Воздействие рейтинга и сетевого имиджа высшего учебного заведения на академическую мобильность иностранных студентов (на примере Дальневосточного федерального университета) // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN417.pdf

Кириллова О.В. О влиянии языка статей на показатели научных журналов в международных наукометрических базах данных // Научный редактор и издатель. 2019. Т. 4. № 1–2. С. 21–33. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-1-2-21-33

Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. C. 47–60. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60

Никитина Д.В., Невмержицкий А.Л. Критерии оценки вузов для стран БРИКС. В условиях пересмотра основополагающих принципов мирового порядка // Обозреватель. 2023. № 3. С. 83–90. DOI: 10.48137/2074-2975_2023_3_83

童珮茹, 李姝, 殷朝晖. “优先 – 2030 计划”背景下的俄罗斯高等教育国际化发展转型研究 // 高等教育研究. 2024. № 45(3), 112-125 [Тонг П., Ли Ш., Инь З. Исследование трансформации интернационализации высшего образования в России в рамках “Приоритетного плана-2030” // Исследование высшего образования. 2024. Т. 45. № 3. С. 112–125].

元璠璠, 王建华. 俄罗斯世界一流大学建设“5–100计划”成效分析与启示 // 清华大学教育研. 2023. № 44(2), 108–120 [Юань Ф., Ван Ц. Анализ эффективности программы «5–100» по созданию мировых университетов в России и полученные уроки // Журнал Образование университета Цинхуа, 2023. Т. 44. № 2. С. 108–120].

刘祥云. 中俄联合办学视域下俄语应用型人才培养模式探讨 // 黑龙江教育学院学报. 2014. № 9, 195–196 [Лю С. Исследование модели подготовки прикладных талантов по русскому языку в рамках совместного российско-китайского образования // Журнал Хэйлунцзянского университета образования. 2014. № 9. С. 195–196].

高春雨. 中俄联合办学的课程设置探讨 // 黑龙江高教研究. 2005. № 12, 166–167 [Гао Ч. Исследование формирования учебных предметов по совместным российско-китайским программам // Журнал Хэйлунцзянского университета образования. 2005. № 12. С. 166–167].

Загрузки

Опубликован

29.04.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 217

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.