Международные режимы как фактор двусторонних отношений (на примере России и Норвегии)
Ключевые слова:
Россия, Норвегия, Баренцево море, международные режимы, управление морскими пространствами, ивент-анализАннотация
Вопросы, связанные с влиянием международных режимов на развитие межгосударственных отношений, остаются не
до конца изученными в теории международных отношений. Несмотря на теоретические разработки, связанные с формой и содержанием этого влияния, проблемным остается вопрос о его границах и масштабах. Кейс режима управления морскими пространствами в Баренцевом море, созданного Россией и Норвегией, — удачный пример того, как развиваются взаимоотношения стран, участвующих в одном международном режиме, но состоящих в противоборствующих блоках. В качестве основного метода исследования используется ивент-анализ, позволяющий проследить динамику развития российско-норвежских отношений. В качестве дополнительного метода привлечен количественный контент-анализ, который дает возможность определить значимость международного режима в развитии двусторонних взаимоотношений. Режим управления морскими пространствами в акватории Баренцева моря, возникший в результате заключения Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, оказал позитивное влияние на развитие двусторонних отношений России и Норвегии, но не носил определяющий характер. Влияние международного режима было представлено в трех формах. Во-первых, в результате установления четких правил управления морскими пространствами в этом регионе развивалось взаимодействие в ряде областей, связанных с режимом. Во-вторых, за счет сокращения числа и интенсивности кризисных ситуаций в регионе снизился риск возникновения вооруженного конфликта. В-третьих, договор стал позитивным прецедентом, продемонстрировав, что страны могут договариваться по сложным вопросам. Тем не менее воздействие международного режима на динамику двусторонних отношений носит второстепенный характер, тогда как ключевыми для двусторонних отношений являются структурные факторы международной системы. В случае российско-норвежских отношений такими факторами послужили украинские кризисы 2014 г. и 2022 г.
Библиографические ссылки
Зиланов В.К. Арктическое разграничение России и Норвегии: новые вызовы и сотрудничество // Арктика и Север. 2017. № 29. С. 28–56. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2017.29.28
Лукин Ю.Ф. Договор между Россией и Норвегией-шаг к мирному переделу морского пространства Арктики // Арктика и север. 2011. № 2. С. 59–96.
Мелков Г.М. Юридическая оценка Договора между Россией и Норвегией // Рыбные ресурсы. 2010. № 4. С. 10–13.
Остхаген А., Йоргенсен А.-К., Му А. Рыбоохранная зона Шпицбергена: как Россия и Норвегия разрешают арктические разногласия // Арктика и Север. 2020. № 40. С. 183–205. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.183
Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств // Арктика и Север. 2012. № 6. С. 118–143.
Порцель А.К. Спор о Шпицбергене: точка не поставлена // Арктика и Север. 2011. № 3. С. 42–62.
Хейер Т. Норвегия между США и Россией. М.: Издательство «Кучково поле», 2020.
Demin S., Shvydun S. Analysis of Disputed Territories in the Barents Sea // International Conference on Group Decision and Negotiation. Cham: Springer, 2020. P. 32–44. DOI: 10.1007/978-3-030-48641-9_3
Gehring T. Methodological Issues in the Study of Broader Consequences // Regime Consequences. Methodological Challenges and Research Strategies / ed. by A. Underdal, O.R. Young. Dordrecht: Springer, 2004. P. 219–246. DOI: 10.1007/978-1-4020-2208-1_9
Henriksen T., Ulfstein G. Maritime Delimitation in the Arctic: The Barents Sea Treaty // Ocean Development & International Law. 2011. Vol. 42. Is. 1–2. P. 1–21. DOI: 10.1080/00908320.2011.542389
Hønneland G. Hvordan skal Putin ta Barentshavet tilbake? Trondheim: Akademika forlag, 2013.
Hønneland G. Norway and Russia: Bargaining Precautionary Fisheries Management in the Barents Sea // Arctic Review. 2014. Vol. 5. Is. 1. P. 75–99.
Keohane R.O. After Hegemony. Princeton: Princeton university press, 2005.
Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Organization. 1982. Vol. 36. Is. 2. P. 185–205. DOI: 10.1017/S0020818300018920
Østhagen A. High North, Low Politics — Maritime Cooperation with Russia in the Arctic // Arctic Review. 2016. Vol. 7. Is. 1. P. 83–100. DOI: 10.17585/arctic.v7.255
Østhagen A. Managing Conflict at Sea: The Case of Norway and Russia in the Svalbard Zone // Arctic Review. 2018. Vol. 9. P. 100–123. DOI: https://doi.org/10.23865/arctic.v9.1084
Rittberger V., Zürn M. Towards Regulated Anarchy in East-West Relations: Causes and Consequences of East-West Regimes. Tübingen: Arbeitsgruppe Friedensforschung, 1989.
Stein A.A. Coordination and Collaboration: Regimes in an Anarchic World // International Organization. 1982. Vol. 36. Is. 2. P. 299–324. DOI: 10.1017/S0020818300018968
Stokke O.S. Examining the Consequences of Arctic Institutions // International Cooperation and Arctic Governance: Regime Effectiveness and Northern Region Building / ed. by O. Stokke, G. Hønneland London: Routledge, 2007. P. 13–26.
Underdal A., Young O.R. Regime Consequences: Methodological Challenges and Research Strategies. Dordrecht: Springer, 2004.
Vylegzhanin A.N., Young O.R., Berkman P.A. Governing the Barents Sea Region: Current Status, Emerging Issues, and Future Options // Ocean Development & International Law. 2018. Vol 49. Is. 1. P. 52–78. DOI: 10.1080/00908320.2017.1365545
Wilhelmsen J.M., Gjerde K.L. Norway and Russia in the Arctic: New Cold War Contamination? // Arctic Review. 2018. Vol. 9. P. 382–407. DOI: 10.23865/arctic.v9.1334
Wilson Rowe E., Blakkisrud H.A New Kind of Arctic Power? Russia’s Policy Discourses and Diplomatic Practices in the Circumpolar North // Geopolitics. 2014. Vol. 19. Is. 1. P. 66–85. DOI: 10.1080/14650045.2013.789863
Young O.R. Regime Dynamics: The Rise and Fall of International Regimes // International Organization. 1982. Vol. 36. Is. 2. P. 277–297.
DOI: 10.1017/S0020818300018956
Young O.R. The Politics of International Regime Formation: Managing Natural Resources and the Environment // International Organization. 1989. Vol. 43. Is. 3. P. 349–375. DOI: 10.1017/S0020818300032963
Young O.R. Political Leadership and Regime Formation: On the Development of Institutions in International Society // International Organization. 1991. Vol. 45. Is. 3. P. 281–308. DOI: 10.1017/S0020818300033117
Young O. The Consequences of International Regimes // Regime Consequences. Methodological Challenges and Research Strategies / ed. by A. Underdal, O.R. Young. Dordrecht: Springer, 2004. P. 3–23.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Похожие статьи
- Титова Анна Сергеевна, Сухарева Мария Алексеевна, Федосеев Алексей Игоревич, Анализ стратегий сообществ в контексте развития цифровой экономики и ее социальных последствий , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Рябинина Анна Михайловна, Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования , Государственное управление. Электронный вестник: № 85 (2021)
- Скипин Николай Сергеевич, Развитие инвайронментализма и экологической политики Японии, Франции и США в 1950–2000 гг. , Государственное управление. Электронный вестник: № 98 (2023)
- Матвеева Людмила Константиновна, Никифоров Илья Игоревич, Некоторые итоги социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа за период 2012–2020 гг. , Государственное управление. Электронный вестник: № 87 (2021)
- Глазьев Владислав Сергеевич, Стимулирование инвестиционной активности как ключевой элемент управления развитием современной российской экономики , Государственное управление. Электронный вестник: № 92 (2022)
- Кайсарова Валентина Петровна, Винокурова Мария Юрьевна, Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт , Государственное управление. Электронный вестник: № 88 (2021)
- Зуб Анатолий Тимофеевич, Петрова Кристина Сергеевна, Искусственный интеллект в корпоративном управлении: возможности и границы применения , Государственное управление. Электронный вестник: № 94 (2022)
- Сидорова Александра Александровна, Университет как организация-амбидекстр , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Барабашев Алексей Георгиевич, Зарочинцев Сергей Вячеславович, Макаров Иван Алексеевич, Как искать «черных лебедей» высокотехнологического развития: индикативный подход , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Гапизов Заур Расулович, Цивилизационный идентитет населения Крыма как фактор интеграции в российское пространство , Государственное управление. Электронный вестник: № 85 (2021)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.