Информационная война как политический вызов постмодерна (по материалам парламентских выборов 1999 года)
Ключевые слова:
С.Л. Доренко, Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков, А.А. Вешняков, выборы, информационная война, постмодернАннотация
Парламентские выборы 1999 г. запомнились беспрецедентной дискредитацией статусных политиков, вознамерившихся бросить вызов «партии Кремля». Наиболее ярким примером «информационной вакханалии» стала авторская телепрограмма Сергея Доренко, которая была направлена на очернение лидеров избирательного объединения «Отечество — Вся Россия» (Е. Примакова и Ю. Лужкова). Практически каждый исследователь, изучающий выборы в III Думу, не может обойти вниманием этот скандальный телепроект. Вместе с тем «феномен Доренко» как важный информационно-политический фактор выборов 1999 г. пока что не получил глубокого и всестороннего осмысления. Авторы в основном ограничиваются упоминанием наиболее ярких моментов известного «предвыборного сериала», одновременно указывая на недопустимость приемов и методов, которые использовал известный «телекиллер». При этом остается неясно, почему «Программа Сергея Доренко» произвела настолько сильный политический эффект, который превзошел агитационно-пропагандистские усилия практически всех политических партий. Объяснить данный феномен исключительно одним «талантом» ведущего, виртуозно владевшего искусством черного пиара, без погружения в онтологическую суть известной медиастратегии едва ли представляется возможным. Цель данной статьи состоит в том, чтобы, несколько абстрагируясь от морально-этических оценок, рассмотреть предвыборную «Программу Сергея Доренко» как некую медиаигру, которая велась в координатах социально-культурной парадигмы постмодерна. Суть этой игры так и осталась недосягаемой для оппонентов и современников, воспринявших данный телепроект исключительно как «медиакиллерство» и «войну компромата». Следует учесть, что новое прочтение данной темы стало возможным в связи с интенсивным развитием в последние годы современных информационно-коммуникативных практик и медиадискурса.
Библиографические ссылки
Бузин А.Ю. Российские выборы: изнутри, снаружи, сбоку. М.: КнигИздат, 2020.
Вахрушев В.С. Постмодернизм… И несть ему конца? // Волга. 1999. № 10. URL: https://magazines.gorky.media/volga/1999/10/postmodernizm-i-nest-emu-koncza.html
Волгин Е.И. Проблема сохранения смешанной избирательной системы в РФ во второй половине 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2020. № 6. С. 116–142.
Калашников И.Е. СМИ как инструмент отстаивания политических интересов финансовых элит в России 1991–2000 гг. на примере «Программы Сергея Доренко» // Молодой ученый. 2018. № 24(210). С. 241–244.
Каширин А.А. Сравнительный анализ экстралингвистических особенностей авторских информационно-аналитических телепрограмм // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 4. С. 59–71.
Логинов Г.А. Цивилизация постмодерна как гностическая цивилизация и торжество небытия // Credo New. 2018. № 2. URL: http://credo-new.ru/archives/1368.
Скайнер Л. Публичные выборы и частные интересы. Роль СМИ в российских парламентских выборах 1999 года // Конституционное право. Восточноевропейское Обозрение. 2001. № 4. С. 30–42.
Тарасенко Т.П. Медийные метафоры в предвыборном дискурсе как трансляторы лингвоментальной картины мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-3. С. 167–170.
Цуканов Е.А. Медиакиллерство как гностическая дискурсивная практика // Дискурс-Пи. 2018. № 3-4(32-33). С. 183–191. DOI: 10.17506/dipi.2018.33.4.183191.
Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. Media and Political Persuasion: Evidence from Russia // American Economic Review. 2010. Vol. 101. No. 7. P. 3253–3285. DOI: 10.1257/aer.101.7.3253.
McFaul M. Russia’s 1999 Parliamentary Elections: Party Consolidation and Fragmentation // Demokratizasiya. 2000. Vol. 8. No. 1. P. 5–23.
White S., Oates S., McAllister I. Media Effects and Russian Elections // British Journal of Political Science. 2005. Vol. 35. No. 2. P. 191–208. DOI: https://doi.org/10.1017/S0007123405000116.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Похожие статьи
- Микрюков Владимир Олегович, Королёва Арина Витальевна, Шевель Петр Петрович, Возможности и недостатки экспертного прогнозирования результатов выборов (на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва) , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Львова Ольга Александровна, Инструментарий превентивной реструктуризации для предупреждения банкротства компаний , Государственное управление. Электронный вестник: № 98 (2023)
- Иващенко Наталия Павловна , Попова Вера Геннадиевна, Садов Константин Сергеевич, К вопросу о критериях инновационности бизнес-моделей довузовского образования , Государственное управление. Электронный вестник: № 102 (2024)
- Сенотрусова Светлана Валентиновна, Сибирякова Яна Вадимовна, Параллельный импорт и другие экономические меры как ответ на санкции в отношении российского импорта , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
- Кузнеченко Илья Михайлович, Риски организации и реализации процесса принятия решений на основании аналитики больших данных и искусственного интеллекта , Государственное управление. Электронный вестник: № 104 (2024)
- Леонтьева Лидия Сергеевна, Кудина Марианна Валерьевна, Воронов Александр Сергеевич, Выявление степени влияния цифровой среды на социально-политическую активность молодежи , Государственное управление. Электронный вестник: № 89 (2021)
- Федоров Валерий Валерьевич , Цивилизация перед лицом социологии , Государственное управление. Электронный вестник: № 104(S) (2024): Концепция российской цивилизации: новые тенденции научных дискуссий
- Кайсарова Валентина Петровна, Винокурова Мария Юрьевна, Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт , Государственное управление. Электронный вестник: № 88 (2021)
- Дегтярев Кирилл Юрьевич, Снижение эффективности санкций: анализ влияния санкционных ограничений 2022–2024 гг. , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Логунцова Ирина Вячеславовна, Понятие креативного туризма и его развитие в городах и регионах России , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.