Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования
Ключевые слова:
Общее образование, здоровье обучающихся, регламентация учебной нагрузки, перегрузка обучающихся, управление образованием, качество образованияАннотация
Усилия по регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования предпринимались постоянно как в советской системе образования, так и в современной российской системе. Вместе с тем проблемы перегрузки обучающихся и ее негативные последствия для здоровья значительной части детей по-прежнему остаются предметом постоянной дискуссии и критики и со стороны обучающихся и их родителей, и со стороны педагогов и медицинских работников разного профиля. Результаты исследований и практический опыт дают основания считать, что увеличение учебной нагрузки обучающихся сверх оптимальных значений приводит к многочисленным негативным последствиям учебного (снижение успеваемости, невыполнение домашних заданий, снижение мотивации к обучению) и медицинского характера (распространенность и выраженность нервно-психических и соматических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и ряд других). Несмотря на многолетние усилия, в регулировании учебной нагрузки остается значительное число нерешенных проблем. В первую очередь к ним следует отнести наличие пробелов в нормативной правовой регламентации; низкое качество, дублирование и внутреннюю противоречивость правовых норм, регулирующих объем учебной нагрузки и, как следствие, не обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся; слабое использование педагогических возможностей и методических резервов для снижения учебной нагрузки. В статье представлены результаты анализа законодательства Российской Федерации в части нормативного правового регулирования учебной нагрузки обучающихся, мнений педагогических работников, родителей и обучающихся по проблеме перегрузки обучающихся, даны предложения по совершенствованию процессов регламентации и управления учебной нагрузкой обучающихся, оптимизации условий организации учебной деятельности.
Библиографические ссылки
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005.
Подлиняев О.Л., Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в общеобразовательной школе в контексте нейродидактики // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 1. С. 63–70.
Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 3. С. 467–471. DOI: 10.17816/KMJ2018-467
Ben-Arieh A., Kaufman N.H., Andrews A.B., George R.M., Lee B.J., Aber L.J. Measuring and Monitoring Children’s Well-Being. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2001. DOI: 10.1007/978-94-017-2229-2
Sen A. Development as Freedom. New Delhi: Oxford University Press, 1999.
Загрузки
Опубликован
Похожие статьи
- Буданов Максим Александрович, Полунов Александр Юрьевич, Современная религиозная ситуация в России: вызовы и возможности , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Кайсарова Валентина Петровна, Винокурова Мария Юрьевна, Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт , Государственное управление. Электронный вестник: № 88 (2021)
- Авилкина Светлана Викторовна, Повышение квалификации государственных гражданских служащих субъектов РФ в условиях цифровизации , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
- Рябинина Анна Михайловна, Технологии интернационализации высшего образования в современных условиях , Государственное управление. Электронный вестник: № 94 (2022)
- Иващенко Наталия Павловна , Попова Вера Геннадиевна, Садов Константин Сергеевич, К вопросу о критериях инновационности бизнес-моделей довузовского образования , Государственное управление. Электронный вестник: № 102 (2024)
- Рябинина Анна Михайловна, Тенденции академической мобильности в условиях пандемии COVID-19 на примере МГУ имени М.В. Ломоносова , Государственное управление. Электронный вестник: № 92 (2022)
- Шаймиева Эльмира Шамилевна, Гумерова Гюзель Исаевна, Гареева Эльвина Римовна, Бережливый стартап для повышения конкурентоспособности российских вузов: организационно-управленческие аспекты прикладных результатов , Государственное управление. Электронный вестник: № 111 (2025)
- Иващенко Наталия Павловна, Энговатова Александра Андреевна, Инновации для рынка труда: международный опыт формирования национальных систем компетентностей , Государственное управление. Электронный вестник: № 106 (2024)
- Исаева Айгуль Эрнстовна, Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0 , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
- Гаврилова Валерия Евгеньевна, Здоровье населения как государственно значимый ресурс в условиях дорогих денег , Государственное управление. Электронный вестник: № 111 (2025)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.