Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования
Ключевые слова:
Общее образование, здоровье обучающихся, регламентация учебной нагрузки, перегрузка обучающихся, управление образованием, качество образованияАннотация
Усилия по регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования предпринимались постоянно как в советской системе образования, так и в современной российской системе. Вместе с тем проблемы перегрузки обучающихся и ее негативные последствия для здоровья значительной части детей по-прежнему остаются предметом постоянной дискуссии и критики и со стороны обучающихся и их родителей, и со стороны педагогов и медицинских работников разного профиля. Результаты исследований и практический опыт дают основания считать, что увеличение учебной нагрузки обучающихся сверх оптимальных значений приводит к многочисленным негативным последствиям учебного (снижение успеваемости, невыполнение домашних заданий, снижение мотивации к обучению) и медицинского характера (распространенность и выраженность нервно-психических и соматических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и ряд других). Несмотря на многолетние усилия, в регулировании учебной нагрузки остается значительное число нерешенных проблем. В первую очередь к ним следует отнести наличие пробелов в нормативной правовой регламентации; низкое качество, дублирование и внутреннюю противоречивость правовых норм, регулирующих объем учебной нагрузки и, как следствие, не обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся; слабое использование педагогических возможностей и методических резервов для снижения учебной нагрузки. В статье представлены результаты анализа законодательства Российской Федерации в части нормативного правового регулирования учебной нагрузки обучающихся, мнений педагогических работников, родителей и обучающихся по проблеме перегрузки обучающихся, даны предложения по совершенствованию процессов регламентации и управления учебной нагрузкой обучающихся, оптимизации условий организации учебной деятельности.
Библиографические ссылки
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005.
Подлиняев О.Л., Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в общеобразовательной школе в контексте нейродидактики // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 1. С. 63–70.
Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 3. С. 467–471. DOI: 10.17816/KMJ2018-467
Ben-Arieh A., Kaufman N.H., Andrews A.B., George R.M., Lee B.J., Aber L.J. Measuring and Monitoring Children’s Well-Being. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2001. DOI: 10.1007/978-94-017-2229-2
Sen A. Development as Freedom. New Delhi: Oxford University Press, 1999.
Загрузки
Опубликован
Похожие статьи
- Грушина Ольга Валерьевна, Русановский Владимир Алексеевич, Управление агломерационными процессами в развитии субурбанизированных территорий на примере Иркутского региона , Государственное управление. Электронный вестник: № 97 (2023)
- Захарова Ирина Александровна, Управление совместимостью с клиентами как инструмент повышения клиентской лояльности и операционной эффективности сервисных компаний , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Певная Мария Владимировна, Гаврилик Оксана Николаевна, Минченко Дарья Вячеславовна, Нормативно-правовой дискурс государственного содействия молодежным социальным инициативам в Российской Федерации и Республике Беларусь , Государственное управление. Электронный вестник: № 105 (2024)
- Зарайская Ольга Анатольевна, Терехова Полина Сергеевна, Государственное управление в сфере разработки и производства вакцин от новой коронавирусной инфекции: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта , Государственное управление. Электронный вестник: № 90 (2022)
- Назаренко Максим Олегович, Политика, дружественная к семьям работников: модель формирования и контроль эффективности в современных организациях сферы государственного и муниципального управления , Государственное управление. Электронный вестник: № 110 (2025)
- Климанов Владимир Викторович, Игорева Александра Геннадьевна, Реакция регионов стран мира на вызовы пандемии коронавируса , Государственное управление. Электронный вестник: № 106 (2024)
- Селезнева Елена Владимировна, Трифонова Алина Владимировна, Чирковская Елена Георгиевна, Половые и возрастные особенности в структуре управленческих ролей , Государственное управление. Электронный вестник: № 85 (2021)
- Аркалов Дмитрий Павлович, Пьянкова Светлана Григорьевна, Система управленческого учета по аналитическим признакам в сфере физической культуры и спорта , Государственное управление. Электронный вестник: № 101 (2023)
- Шмаков Владимир Иванович, Основные направления современной трансформации и модернизации российского общества, пути выхода из системного кризиса в условиях научно-технической революции: стратегические модели развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 105 (2024)
- Батоврина Екатерина Викторовна, Геймификация как технология управления персоналом инновационных организаций , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.