Высокотехнологичные сектора на пространстве Евразийского экономического союза: проблемы и возможности регионального управления
Ключевые слова:
Высокотехнологичные сектора, Евразийский экономический союз, ориентированная на миссию политика, традиционная экономическая политика, институт развитияАннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения сохраняющегося на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) противоречия между потребностями скорейшего развития высокотехнологичных секторов и низкой результативностью региональной политики их поддержки. Исследование причин затруднений при реализации этого курса и анализ возможностей их преодоления с использованием зарубежного опыта разработки и реализации альтернативной модели экономической политики составляют цель исследования в настоящей статье. Поставленная цель предполагает соответствующие методы исследования: историко-экономические, контент-анализ, компаративные, общенаучные. Их применение выявило недостатки реализуемой в ЕАЭС политики: изначально заложенные в ней чрезвычайно сложные механизмы принятия решений, ограниченное число участников, вертикальный характер управленческих связей и другие. Избежать их и повысить результативность экономико-политических усилий позволяет обращение к альтернативной модели экономической политики, ориентированной на миссию, исследованной в ракурсе ее применимости к евразийским реалиям и выявления способных провести ее субъектов. Сделанные по результатам выводы дают основание заключить, что использование политики, ориентированной на миссию, для целенаправленного развития высокотехнологичных секторов ЕАЭС возможно и целесообразно и что существуют преимущества данного формата перед традиционным. Вместе с тем ряд нерешенных вопросов — о достаточности условий, необходимых для реализации ориентированной на миссию политики; об их измерении и оценке; о возможности и характере управленческих действий при незрелости предпосылок для такой политики, а также реализующих эти действия субъектах — открывает возможности для дальнейших исследований. Наличие перечисленных лакун, однако, не означает отказа от целесообразности разработки и реализации ориентированной на миссию политики в секторах ЕАЭС. Усилия в этом направлении, с одной стороны, позволяют ускорить ликвидацию пробелов в теории, а с другой — закладывают основы для обеспечения эффективного развития и укрепления высокотехнологичных секторов региона.
Библиографические ссылки
Currie-Alder B. The State of Development Studies: Origins, Evolution and Prospects // Canadian Journal Development Studies (Revue canadienne d’études du développement). 2016. Vol. 37. Is. 1. P. 5–26. DOI: https://doi.org/10.1080/02255189.2016.1135788.
Entin M., Voynikov V. Institutional and Legal Development of EAEU and EU in Comparative Perspective // Russian Law Journal. 2019. Vol. 7. Is. 3. P. 155–168. DOI: https://doi.org/10.17589/2309-8678-2019-7-3-155-168.
Fagerberg J. Mobilizing Innovation for Sustainability Transitions: A Comment on Transformative Innovation Policy // Research Policy. 2018. Vol. 47. P. 1568–1576. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2018.08.012.
Golovko A., Sahin H. Analysis of International Trade Integration of Eurasian Countries: Gravity Model Approach // Eurasian Economic Review. 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s40822-021-00168-3.
Henderson D. Institutional Work in the Maintenance of Regional Innovation Policy Instruments: Evidence from Wales // Regional Studies. 2020. Vol. 54. P. 429–439. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2019.1634251.
Kattel R., Mazzucato M. Mission-Oriented Innovation Policy and Dynamic Capabilities in the Public Sector // Industrial and Corporate Change. 2018. Vol. 27. P. 787–801. DOI: https://doi.org/10.1093/icc/dty032.
Kroll H. How to Evaluate Innovation Strategies with a Transformative Ambition? A Proposal for a Structured, Process-Based Approach // Science and Public Policy. 2019. Vol. 46. Is. 5. P. 635–647. DOI: https://doi.org/10.1093/scipol/scz016.
Magro E., Wilson J. Policy-Mix Evaluation: Governance Challenges from New Place-Based Innovation Policies // Research Policy. 2019. Vol. 48. Is. 10. DOI: 10.1016/j.respol.2018.06.010.
Mazzucato M. From Market Fixing to Market-Creating: A New Framework for Innovation Policy // Industry and Innovation. 2016. Vol. 23. Is. 2. P. 140–156. DOI: https://doi.org/10.1080/13662716.2016.1146124.
Mazzucato M., Semieniuk G. Public Financing of Innovation: New Questions // Oxford Review of Economic Policy. 2017. Vol. 33. Is. 1. P. 24–48. DOI: https://doi.org/10.1093/oxrep/grw036.
Mukhametdinov M. The Eurasian Economic Union and Integration Theory. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-34288-3.
Sainsbury D. Toward A Dynamic Capability Theory of Economic Growth // Industrial and Corporate Change. 2020. Vol. 29. P. 1047–1065. DOI: https://doi.org/10.1093/icc/dtz054.
Sanjeev V., Suresh Babu M. Global Production Sharing and Trade Effects: An Analysis of Eurasian Economic Union // Eurasian Economic Review. 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s40822-021-00179-0.
The Economic Dimension of Eurasian Integration / ed. by N. Piskulova. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. DOI: 10.1007/978-3-030-59886-0.
The Triple Challenge for Europe: Economic Development, Climate Change, and Governance / ed. by J. Fagerberg, S. Laestadius, B. Martin. Oxford: Oxford University Press, 2016. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780198747413.001.0001.
Vinokurov E. Introduction to the Eurasian Economic Union. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. DOI: 10.1007/978-3-319-92825-8.
Wilden R., Devinney T., Dowling G. The Architecture of Dynamic Capability Research: Identifying the Building Blocks of a Configurational Approach // Academy of Management Annals. 2016. Vol. 10. Is. 1. P. 997–1076. DOI: https://doi.org/10.5465/19416520.2016.1161966.
Zapata-Cantu L., González F. Challenges for Innovation and Sustainable Development in Latin America: The Significance of Institutions and Human Capital // Sustainability. 2021. Vol. 13. DOI: https://doi.org/10.3390/su13074077.
Загрузки
Опубликован
Похожие статьи
- Соболев Сергей Андреевич, Леонтьева Лидия Сергеевна, Проблемы и перспективы развития российских городских агломераций , Государственное управление. Электронный вестник: № 92 (2022)
- Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Никитина Алена Сергеевна, Протестная активность молодежи: опыт сравнительного анализа возрастных групп , Государственное управление. Электронный вестник: № 90 (2022)
- Грушина Ольга Валерьевна, Русановский Владимир Алексеевич, Управление агломерационными процессами в развитии субурбанизированных территорий на примере Иркутского региона , Государственное управление. Электронный вестник: № 97 (2023)
- Торопчин Виталий Андреевич, Лазарева Виктория Владимировна , Методологический аспект оценки эффективности государственной политики в депрессивных регионах , Государственное управление. Электронный вестник: № 105 (2024)
- Гаврилюк Артём Владимирович, Чжао Аньжань, Механизм функционирования и перспективы развития гиг-экономики. Часть 2 , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Копуш Дан-Хаяа Мергеновна, Леонтьева Лидия Сергеевна, Актуальные тенденции пространственного развития регионов Сибирского федерального округа , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Иванова Маргарита Валерьевна, Новые возможности развития венчурного рынка России для обеспечения технологического суверенитета , Государственное управление. Электронный вестник: № 107 (2024)
- Селезнева Антонина Владимировна, Зиненко Виктория Евгеньевна, Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ , Государственное управление. Электронный вестник: № 87 (2021)
- Орлова Любовь Николаевна, Бондарева Полина Сергеевна, Новые инструменты венчурного финансирования стартапов на ранней стадии развития на современном венчурном рынке России , Государственное управление. Электронный вестник: № 89 (2021)
- Горин Николай Владимирович, Головихина Ольга Сергеевна, Глазов Егор Евгеньевич, Екидин Алексей Акимович, Нечаева Светлана Владимировна, Информирование населения как инструмент развития атомной отрасли , Государственное управление. Электронный вестник: № 85 (2021)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.