Государственное управление. Электронный вестник

Образовательная миграция женщин из мусульманских стран

Авторы

  • Ульмясбаева Анастасия Олеговна

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-108-2025-185-196

Ключевые слова:

Образовательная миграция, мусульманские женщины, образовательная мобильность, культурная дислокация, дискриминация.

Аннотация

В условиях современных трансформаций социальных систем образовательная миграция становится важным инструментом для преодоления социальных и экономических барьеров, с которыми сталкиваются мусульманские женщины. Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого научного анализа роста образовательной мобильности мусульманских женщин и проблем их социализации в принимающем обществе. Статья посвящена изучению основных направлений научного дискурса данного процесса, а также факторам и последствиям, отражающим социальные изменения и влияющим на социально-экономическое развитие стран. Исследование фокусируется на проблемах, препятствующих успешной интеграции в культуру и адаптации в обществе мусульманских женщин, приезжающих получать образование в другие страны. В результате подчеркивается важность учета всего комплекса влияющих факторов для разработки эффективных политик и программ, направленных на поддержку мусульманских женщин в процессе миграции и интеграции в образовательные системы. Названы необходимые перспективные исследования и направления дальнейшего развития научного знания об образовательной миграции женщин из мусульманских стран: механизмы адаптации мусульманских студенток к новым культурным условиям, влияние социокультурной дезорганизации на академическую успеваемость и психическое здоровье, индивидуальные практики, миграционные политики принимающих и отдающих стран.

Информация об авторе

  • Ульмясбаева Анастасия Олеговна

    Соискатель, старший преподаватель,
    SPIN-код РИНЦ: 2008-7285,
    ORCID: 0000-0001-9546-8244,
    ulmyasbaevaa@mail.ru

    Филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Новокузнецке, Новокузнецк, РФ.

Библиографические ссылки

Аляутдинов Ш. Женщины и Ислам. СПб.: «Издательство «Диля», 2022.

Ананичева С.Р. Стигматизация и ее проявления в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 8. С. 17–20. DOI: 10.23672/a2017-4282-3217-a

Андрюшина Е.В., Рябинина А.М. Последствия интернационализации высшего образования в современном мире: теория и практики // Власть. 2023. Т. 31. № 2. С. 24–29. DOI: 10.31171/vlast.v31i2.9518

Буллок К. Новый взгляд на мусульманок и хиджаб. Вызов историческим и современным стереотипам. Острог: Международный Институт Исламской Мысли, 2020.

Григорьева Н.С. Актуальное состояние исследований по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. № 4. C. 111–139. DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-4-111-139

Гринин Л., Коротаев А. Современный исламизм: анализ основных функций и характеристик // Восток — Афро-Азиатские общества: история и современность. 2021. № 2. С. 92–114. DOI: 10.31857/S086919080004631-1

Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И.С. Семененко. Москва: Издательство «Весь мир», 2023.

Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014.

Пушкарева Н.Л., Котовская М.Г., Мицюк Н.А. «Сохраняя традиции, стать современными» (Третья Международная научная конференция в Махачкале, Республика Дагестан, 24–28 июня 2018 г.) // Женщина в российском обществе. 2018. № 4. С. 151–154. DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.14

Рябинина А.М. Интернационализация системы высшего образования в эпоху научно-технологической революции // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 81. С. 297–321. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10090

Статус женщины-мусульманки в поликонфессиональном обществе: история и современность: Сборник материалов Международной научно-практической конференции и круглого стола / под общ. ред. И.В. Фроловой, Л.И. Газизовой. Уфа: Мир печати, 2016.

Сюкияйнен Л. Права человека в диалоге исламской и западной правовых культур // Россия и мусульманский мир. 2013. № 3. С. 143–174.

Ульмясбаева А.О., Забнева Э.И. Механизмы зарубежных практик управления образовательной миграцией молодежи // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/22SCSK220.pdf

Хенкин С. Мусульмане в Испании: проблемы адаптации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. С. 48–58. DOI: 10.20542/0131-2227-2008-3-48-58

Юнус М. Мир трех нулей. Как справиться с нищетой, безработицей и загрязнением окружающей среды. М.: Альпина Нон-Фикшн, 2019.

Яновский К., Русакова Е., Тараповская К., Жаворонков С., Черный Д., Сокол Й., Кочеткова О., Дробышевская Т. Кризис института семьи в постиндустриальном обществе: анализ причин и возможности преодоления. Москва: ИЭПП, 2007.

Ahmed S. Living a Feminist Life. Durham & London: Duke University Press, 2017.

Bilecen B., Lubbers M. The Networked Character of Migration and Transnationalism // Global Networks. 2021. Vol. 21. Is. 4. P. 837–852. DOI: https://doi.org/10.1111/glob.12317

Ehrenfeld C. Migration Theory as Social Theory: From Transnational Migration to Mobile Social Ontologies // European Journal of Social Theory. 2024. DOI: 10.1177/13684310241274922

Mahler S.J., Pessar P.R. Gendered Geographies of Power: Analyzing Gender Across Transnational Spaces // Identities. 2014. Vol. 7. Is. 4. Р. 441–459. DOI: 10.1080/1070289X.2001.9962675

Mishra S., Müller L. Resources, Norms, And Dropout Intentions of Migrant Students in Germany: The Role of Social Networks and Social Capital // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 47. Is. 8. Р. 1666–1680. DOI: 10.1080/03075079.2021.1948525

Narh E., Buzzelli M. Women on the Move for Science, Technology, Engineering and Mathematics: Gender Selectivity in Higher Education Student Migration // Higher Education Quarterly. 2023. Vol. 78. Is. 3. P. 745–765. DOI: 10.1111/hequ.12483

Shinozaki K. Gender and Citizenship in Academic Career Progression: An Intersectional, Meso-Scale Analysis in German Higher Education Institutions // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2017. Vol. 43. Is. 8. P. 1325–1346. DOI: 10.1080/1369183X.2017.1300309

Загрузки

Опубликован

26.02.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Ульмясбаева , А.О. (2025) “Образовательная миграция женщин из мусульманских стран”, Государственное управление. Электронный вестник, (108), pp. 185–196. doi:10.55959/MSU2070-1381-108-2025-185-196.

Похожие статьи

1-10 из 20

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.