Государственное управление. Электронный вестник

Тренды и отраслевая экспертиза рынка маркетплейсов в России

Авторы

  • Балакшин Илья Сергеевич

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-109-2025-20-32

Ключевые слова:

Цифровая торговля, e-сommerce, маркетплейсы, российские платформы электронной торговли, электронные торговые площадки, качественное исследование.

Аннотация

В статье исследуется рынок маркетплейсов в России, его значимость в экономике, росте цифровой торговли, а также ключевые тренды и вызовы рынка. Цель исследования — анализ современных тенденций, механизмов конкурентоспособности на рынке и прогноз развития отрасли в условиях цифровой трансформации. Актуальность обусловлена растущей долей маркетплейсов в ВВП страны (3,8% в 2023 году), их влиянием на трансформацию экономики и потребительских привычек, а также разработкой законодательства о платформенной экономике. Методология включает анализ открытых данных, отчетов аналитических агентств (Росстат, Data Insight), экспертных интервью, собственных исследований и наблюдений. Проведено 11 глубинных интервью с экспертами отрасли, что позволило выявить новые инсайты о поведении потребителей, развитии нишевых и универсальных маркетплейсов, в частности B2B, а также роли технологий, включая искусственный интеллект и Big Data, в персонализации и ценообразовании. Результаты работы показывают, что российские маркетплейсы продолжат укреплять свои позиции на внутреннем и международном рынках (АТР, СНГ, государства Персидского залива). Основные драйверы роста будут включать развитие логистической и платежной инфраструктуры, интеграцию финансовых сервисов, например BNPL, поддержку малого и среднего бизнеса, а также внедрение аналитических и рекламных инструментов. Конкуренция продолжится за единичные доли процента среди крупных участников рынка, где ключевыми факторами станут региональная и международная экспансия, а также инновации, банкинг и логистика. Процент рынка и сегмента маркетплейсов в ВВП будет продолжать расти и к концу 2025 года будет составлять 13–14% ВВП России. В заключение подчеркивается стратегическая роль цифровой торговли в экономике России, ее вклад в развитие экспортного потенциала и цифровизации экономики. Для дальнейших исследований рекомендуется углубленный анализ влияния государственного регулирования и глобальных экономических трендов на российские платформы.

Информация об авторе

  • Балакшин Илья Сергеевич

    Аспирант, руководитель продукта цифровой платформы «Поле.рф»
    SPIN-код РИНЦ: 1290-3719
    ORCID: 0000-0002-4355-4850
    isbalakshin@mail.ru

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, РФ

Библиографические ссылки

Балакшин И.С. Факторы неопределенности в управлении покупательским спросом на российских маркетплейсах под призмой современных вызовов // Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы: сборник статей Конференц-сессии ИГСУ РАНХиГС (15–20 мая 2023 г.) М.: ООО «Научный консультант», 2024. Т. 1. С. 17–27.

Балакшин И.С. Факторы, влияющие на намерение совершить покупку на российских B2C-маркетплейсах // Modern Economy Success. 2023. № 6. С. 28–35.

Ковалева И.А., Канке А.А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. URL: https://esj.today/PDF/43ECVN323.pdf

Муратова В.В., Шарко Е.Р. Адаптация бизнес-модели B2C для маркетплейсов на рынке электронной коммерции: факторы, влияющие на выбор продавцов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024. Т. 59. № 5. C. 172–199. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-9

Самиев П.А., Закирова В.Р., Швандар Д.В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 86-98. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-86-98

Синявская О.В., Бирюкова С.С., Горват Е.С., Карева Д.Е., Стужук Д.А., Чертенков К.О. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия. М.: НИУ ВШЭ, 2022. DOI: 10.17323/978-5-7598-2494-7

Шарко Е.Р., Иванова А.А. Влияние персонализированного маркетинга на формирование доверия у потребителей российского рынка e-grocery // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 6. C. 221–250.

Castro-Schez J., Grande R., Herrera V., Schez-Sobrino S., Vallejo D., Albusac J. E-Marketplace State of the Art and Trends: VR-ZOCO — An Architectural Proposal for the Future // Applied System Innovation. 2024. Vol. 7. Is. 5. DOI: 10.3390/asi7050076

Saprikis V., Vlachopoulou M. Determinants of Suppliers’ Level of Use of B2B E-Marketplaces // Industrial Management & Data Systems. 2012. Vol. 112. Is. 4. P. 619–643. DOI: 10.1108/02635571211225512

Wang T. Research on the Impact of E-commerce on Offline Retail Industry. Frontiers in Business // Frontiers in Business, Economics and Management. 2023. Vol. 10. Is. 1. P. 169–173. DOI: 10.54097/fbem.v10i1.10237

Загрузки

Опубликован

29.04.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 129

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.