Тренды и отраслевая экспертиза рынка маркетплейсов в России
DOI:
https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-109-2025-20-32Ключевые слова:
Цифровая торговля, e-сommerce, маркетплейсы, российские платформы электронной торговли, электронные торговые площадки, качественное исследование.Аннотация
В статье исследуется рынок маркетплейсов в России, его значимость в экономике, росте цифровой торговли, а также ключевые тренды и вызовы рынка. Цель исследования — анализ современных тенденций, механизмов конкурентоспособности на рынке и прогноз развития отрасли в условиях цифровой трансформации. Актуальность обусловлена растущей долей маркетплейсов в ВВП страны (3,8% в 2023 году), их влиянием на трансформацию экономики и потребительских привычек, а также разработкой законодательства о платформенной экономике. Методология включает анализ открытых данных, отчетов аналитических агентств (Росстат, Data Insight), экспертных интервью, собственных исследований и наблюдений. Проведено 11 глубинных интервью с экспертами отрасли, что позволило выявить новые инсайты о поведении потребителей, развитии нишевых и универсальных маркетплейсов, в частности B2B, а также роли технологий, включая искусственный интеллект и Big Data, в персонализации и ценообразовании. Результаты работы показывают, что российские маркетплейсы продолжат укреплять свои позиции на внутреннем и международном рынках (АТР, СНГ, государства Персидского залива). Основные драйверы роста будут включать развитие логистической и платежной инфраструктуры, интеграцию финансовых сервисов, например BNPL, поддержку малого и среднего бизнеса, а также внедрение аналитических и рекламных инструментов. Конкуренция продолжится за единичные доли процента среди крупных участников рынка, где ключевыми факторами станут региональная и международная экспансия, а также инновации, банкинг и логистика. Процент рынка и сегмента маркетплейсов в ВВП будет продолжать расти и к концу 2025 года будет составлять 13–14% ВВП России. В заключение подчеркивается стратегическая роль цифровой торговли в экономике России, ее вклад в развитие экспортного потенциала и цифровизации экономики. Для дальнейших исследований рекомендуется углубленный анализ влияния государственного регулирования и глобальных экономических трендов на российские платформы.
Библиографические ссылки
Балакшин И.С. Факторы неопределенности в управлении покупательским спросом на российских маркетплейсах под призмой современных вызовов // Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы: сборник статей Конференц-сессии ИГСУ РАНХиГС (15–20 мая 2023 г.) М.: ООО «Научный консультант», 2024. Т. 1. С. 17–27.
Балакшин И.С. Факторы, влияющие на намерение совершить покупку на российских B2C-маркетплейсах // Modern Economy Success. 2023. № 6. С. 28–35.
Ковалева И.А., Канке А.А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. URL: https://esj.today/PDF/43ECVN323.pdf
Муратова В.В., Шарко Е.Р. Адаптация бизнес-модели B2C для маркетплейсов на рынке электронной коммерции: факторы, влияющие на выбор продавцов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024. Т. 59. № 5. C. 172–199. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-9
Самиев П.А., Закирова В.Р., Швандар Д.В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 86-98. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-86-98
Синявская О.В., Бирюкова С.С., Горват Е.С., Карева Д.Е., Стужук Д.А., Чертенков К.О. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия. М.: НИУ ВШЭ, 2022. DOI: 10.17323/978-5-7598-2494-7
Шарко Е.Р., Иванова А.А. Влияние персонализированного маркетинга на формирование доверия у потребителей российского рынка e-grocery // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 6. C. 221–250.
Castro-Schez J., Grande R., Herrera V., Schez-Sobrino S., Vallejo D., Albusac J. E-Marketplace State of the Art and Trends: VR-ZOCO — An Architectural Proposal for the Future // Applied System Innovation. 2024. Vol. 7. Is. 5. DOI: 10.3390/asi7050076
Saprikis V., Vlachopoulou M. Determinants of Suppliers’ Level of Use of B2B E-Marketplaces // Industrial Management & Data Systems. 2012. Vol. 112. Is. 4. P. 619–643. DOI: 10.1108/02635571211225512
Wang T. Research on the Impact of E-commerce on Offline Retail Industry. Frontiers in Business // Frontiers in Business, Economics and Management. 2023. Vol. 10. Is. 1. P. 169–173. DOI: 10.54097/fbem.v10i1.10237
Загрузки
Опубликован
Похожие статьи
- Купряшин Геннадий Львович, Дробышева Екатерина Сергеевна, Стародубцев Алексей Сергеевич, Латентное в публичном: изъяны регулирования лоббизма в США , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
- Кошевой Олег Сергеевич, Модель логистической регрессии для прогнозирования использования населением портала государственных услуг , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
- Семененко Ирина Станиславовна, Цивилизационная идентичность в повестке политики идентичности: меняющийся миропорядок и российские приоритеты , Государственное управление. Электронный вестник: № 104(S) (2024): Концепция российской цивилизации: новые тенденции научных дискуссий
- Надтока Руслан Вугарович, Открытость государственных данных в области реализации приоритетных направлений национальной политики в субъектах Российской Федерации , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
- Сидоров Александр Валентинович, Последний зарубежный визит президента СССР М.С. Горбачева , Государственное управление. Электронный вестник: № 100 (2023)
- Ребрикова Анастасия Геннадьевна, Женское представительство в органах государственной власти Российской Федерации в период с 1991 по 2023 гг. , Государственное управление. Электронный вестник: № 105 (2024)
- Цымбал Ирина Андреевна, Сравнительный анализ образов «забытых союзников» (Аргентина, Бразилия) и «стратегических партнеров» (Китай, Индия) в сознании российских граждан , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
- Бабейкин Роман Валерьевич, Оценка эффективности региональных практик централизации управления в сфере градостроительной деятельности в России , Государственное управление. Электронный вестник: № 106 (2024)
- Грушина Ольга Валерьевна, Красноштанова Татьяна Алексеевна, Кризисы XXI века, или Как выжить отрасли жилищного строительства в РФ , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Логунцова Ирина Вячеславовна, Крушина Ксения Дмитриевна, Особенности формирования туристских геобрендов регионов России (на примере Ивановской и Тамбовской областей) , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.