Социальные механизмы рассогласования моделей компетенций в системе «вуз — работодатель» в Российской Федерации
DOI:
https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-112-2025-174-188Ключевые слова:
Социология управления, модели компетенций, рассогласование, социальные механизмы, институциональный анализ, вуз, работодатель, человеческий капитал.Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена сохраняющимся системным разрывом между компетенциями выпускников вузов и реальными требованиями современного рынка труда. Данная рассогласованность снижает эффективность управления человеческими ресурсами, создавая проблемы как для развития национальной экономики, так и для операционной эффективности отдельных организаций. Цель статьи заключается в выявлении и проведении детального анализа фундаментальных социальных механизмов, которые порождают и воспроизводят разрыв между моделями компетенций в системах высшего образования и корпоративного управления. Методологической основой исследования выступил сравнительный институциональный анализ, исследующий практики формирования, категоризации и оценки компетенций в этих двух различных сферах. В ходе исследования установлено, что наблюдаемая рассогласованность системно воспроизводится через три ключевых механизма: различные институциональные изоморфизмы (нормативный изоморфизм в образовании в противовес конкурентному в бизнесе); фундаментальный конфликт в интерпретации целей и содержания образования различными стейкхолдерами; глубокая асимметрия в оценочных практиках, используемых для измерения компетенций. Сформулированные выводы позволяют говорить о том, что преодоление этого разрыва в Российской Федерации требует стратегического смещения акцентов: вместо простой унификации стандартов решение лежит в активном управлении выявленными социальными механизмами. Достичь этого можно путем целенаправленного развития и интеграции существующих инструментов проектирования и оценки компетенций, что будет способствовать созданию более согласованного и отзывчивого интерфейса между системой образования и экономикой.
Библиографические ссылки
Агапов М.В., Осипов А.Л., Киселев Т.В., Перминова О.М. О качестве формирования профессиональных компетенций в вузе на примере направления «Бизнес-аналитика» // Вестник Академии управления и производства. 2024. № 4–1. С. 578–583.
Безроднова А.С. К вопросу оценивания и формирования универсальных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84–2. С. 43–47.
Бояцис Р. Компетентный менеджер: модель эффективной работы. М.: ГИППО, 2008.
Зайцева Т.В. Квалификационный и компетентностный подходы на государственной гражданской службе: квалификация как базис, компетенция как цель // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 107. С. 206–222. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-107-2024-206-222
Кайсарова В.П., Винокурова М.Ю. Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. С. 216–232. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-216-232
Коваль Е.О. Оценка развития инструментальных компетенций в вузах Европы // Современное педагогическое образование. 2019. № 6. С. 20–24.
Коновалов М.А. Цифровые компетенции специалиста по подбору персонала // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 99. С. 188–204. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-99-188-204
Кудина М.В., Пурлик В.М. Бизнес-аналитик как интегратор бизнеса (о подготовке профессиональных аналитиков нового поколения) // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 73. С. 325–336.
Милютина А.А. Независимая оценка профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов по дисциплинам методического блока // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2024. № 5(183). С. 139–150. DOI: 10.25588/CSPU.2024.183.5.008
Симонова Л.М., Ракитина Н.В., Муслимова Е.О. Международное развитие бизнеса и компетенций в региональной экономике // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2025. Т. 11. № 1(41). С. 211–230. DOI: 10.21684/2411-7897-2025-11-1-211-230
Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: ГИППО, 2010.
Ткачева Т.М., Чечеткина Н.В. Формирование универсальных компетенций в процессе обучения физике в техническом университете // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2023. № 3(65). С. 219–231. DOI: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-219-231
Хайдина О.В. Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета // Молодой ученый. 2023. № 23(470). С. 590–593.
Шайдулин З.Ф., Демичев И.В. Методологические основы реорганизации образовательного процесса военного университета радиоэлектроники в условиях перехода на подготовку по федеральным государственным образовательным стандартам четвертого поколения // Научная мысль. 2024. Т. 24. № 4–1(52). С. 11–18.
Шармин Д.В., Шармин В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3(146). С. 64–72. DOI: 10.51379/kpj.2021.147.3.009
Шехмирзова А.М. Оценивание образовательных результатов в вузе с учетом методологии Tuning // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 13th International Academic Conference. St. Louis: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2017. Т. 1. С. 191-194.
Шехмирзова А.М., Грибина Л.В. Методологический анализ дефиниций понятий «компетенция» и «результаты обучения» // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11. № 1. С. 64–75. DOI: 10.12731/2658-4034-2020-1-64-75
Загрузки
Опубликован
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Зайцева Татьяна Вячеславовна, Квалификационный и компетентностный подходы на государственной гражданскойслужбе: квалификация как базис, компетенция как цель , Государственное управление. Электронный вестник: № 107 (2024)
- Пугачев Василий Павлович, Батоврина Екатерина Викторовна, Бекоева Диана Дмитриевна, Зайцева Татьяна Вячеславовна, Нарожная Диана Анатольевна, Опарина Наталья Николаевна, Павлова Анастасия Евгеньевна, Панова Екатерина Александровна, Черняева Галина Владимировна, К юбилею кафедры управления персоналом: 25 лет подготовки лидеров , Государственное управление. Электронный вестник: № 101 (2023)
Похожие статьи
- Харитонова Наталья Ивановна, Экогеополитика как новый концепт в геополитической парадигме международных отношений , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
- Кичигин Олег Эмильевич, Роль доверия в общественных отношениях: институциональный аспект , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Кононкова Наталья Петровна, Полавская Наталия Вадимовна, Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в социально значимых отраслях , Государственное управление. Электронный вестник: № 103 (2024)
- Сидорова Александра Александровна, Университет как организация-амбидекстр , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Вершинина Мария Александровна, Цифровые каналы взаимодействия власти и общества: новые практики коммуникации и отбор технологий , Государственное управление. Электронный вестник: № 87 (2021)
- Логунцова Ирина Вячеславовна, Крушина Ксения Дмитриевна, Особенности формирования туристских геобрендов регионов России (на примере Ивановской и Тамбовской областей) , Государственное управление. Электронный вестник: № 86 (2021)
- Оборин Матвей Сергеевич, Механизмы стимулирования инновационного развития моногородов арктических территорий , Государственное управление. Электронный вестник: № 91 (2022)
- Сидорова Александра Александровна, Организационная амбидекстрия: концептуальные основы и современные подходы , Государственное управление. Электронный вестник: № 98 (2023)
- Исаева Айгуль Эрнстовна, Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0 , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
- Шевкунов Георгий Александрович, Социальная система Российской империи как предпосылка революции 1917 года , Государственное управление. Электронный вестник: № 104 (2024)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

