Влияние мотивационных ожиданий персонала на эволюцию рынка корпоративных льгот
DOI:
https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-113-2025-56-70Ключевые слова:
Мотивационные ожидания, тип мотивационных ожиданий, ценностное предложение работодателя (EVP), структура ценностного предложения, внешняя и внутренняя референция.Аннотация
В статье исследована взаимосвязь мотивационных ожиданий персонала и структуры ценностного предложения работодателя (EVP). Среди мотивационных ожиданий были рассмотрены различные типы мотивационных ожиданий: высокий заработок, удобство работы, гибкий график, льготы и бонусы, удовлетворение от профессии, ощущение важности работы, профессиональные рост и развитие. Поставлен вопрос о том, каким образом тип мотивационных ожиданий оказывает влияние на структуру ценностного предложения работодателя. Проверка гипотезы проведена посредством анкетирования линейного персонала, полуструктурированных интервью с сотрудниками HR-служб и руководителей среднего и высшего звена. В результате проведенного исследования было установлено, что мотивационные ожидания могут быть разделены на четыре группы в зависимости от типа референции: мотивационные ожидания с внешней референцией, мотивационные ожидания с внутренней референцией, мотивационные ожидания со смешанной референцией и с неопределенной референцией. Анализ результатов исследования позволил получить корреляционные зависимости: в более молодых возрастных группах респондентов больший удельный вес имеют мотивационные ожидания с внешней референцией, в том время как в более старших возрастных группах — мотивационные ожидания с внутренней референцией, а в группе среднего возраста — мотивационные ожидания со смешанной референцией; в компаниях, где удельный вес молодых кадров составляет более трети от общего числа персонала, структура EVP сдвигается в сторону таких благ, как гибкий график работы, гибридный график, программы обучения и развития, KPI результатов труда; в компаниях с удельным весом более трети от общего числа персонала кадров в возрасте 35+ структура EVP ориентирована на стабильный график работы, карьерный рост, развивающую обратную связь. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что на специфику ценностного предложения работодателя оказывает прямое влияние преобладающий тип мотивационных ожиданий персонала, который определяется структурой кадрового состава.
Библиографические ссылки
Айрапетова Г.А., Косицына Д.А. Моделирование мотивационной теории ожиданий В. Врума // Экономика и управление: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. С. 60–68.
Волковицкая Г.А. Мотивационный потенциал личности: опыт социологического анализа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 2. С. 355–363.
Волковицкая Г.А. Управление стимулированием труда. СПб: Книжный дом, 2010.
Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. М.: Политиздат, 1983.
Запольнова Н.А., Конышева А.Г. Инструменты анализа ценностного предложения в брендинге работодателя // Экономика и предпринимательство. 2023. № 5(154). С. 709–712. DOI: 10.34925/EIP.2023.154.5.137
Лазич Ю.В., Попова И.Н. Гибкий социальный пакет — требование современного рынка труда или опция для «богатых» работодателей? // Beneficium. 2021. № 2(39). С. 48–54. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.2(39).48–54
Пасынков Д.В., Яруллина Ж.А., Маракушина Г.В. Формирование бренда в управлении человеческими ресурсами // Components of Scientific and Technological Progress. 2025. № 3(105). С. 6–11.
Пуляева В.Н. Роль ценностного предложения работодателя в формировании HR-бренда // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 659–676. DOI: 10.18334/epp.10.3.100591
Родионова Е.А., Маклакова А.В. Об удовлетворенности трудом сотрудников, мотивационных ожиданиях и личности руководителя // Ученые записки Санкт-петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. № 2. С. 73–78.
Секерин В.Д., Горяинова А.И., Семенова В.В. Особенности трудовой мотивации сотрудников поколения Z // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 4. С. 69–74. DOI: 10.18384/2310–6646–2022–4-69–75
Сметанин А.О., Лымарева О.А. Поколения «Y», «Z» в рабочей среде, точечный подход к вовлеченности персонала, как к инструменту внутренней мотивации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 12–2(106). С. 154–157. DOI: 10.24412/2411–0450–2023–12–2-154–157
Тихонов А.И. Трудовые ценности российских соискателей при трудоустройстве // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29(3). С. 346–352. DOI: 10.24411/2309–4788–2020–10287
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. С. 212–230.
Цветаев В.М. Трудовая мотивация в трансформирующейся России: проблемы, результаты и перспективы // Вестник СПбГУ. Экономика. 2010. № 4. С. 56–61.
Armstrong M. A. Handbook of Human Resource Management Practice. London: Kogan Page, 2006.
Clarke M. Understanding and Managing Employability in Changing Career Contexts // Journal of European Industrial Training. 2008. Vol. 32. Is. 4. P. 258–284. DOI: 10.1108/03090590810871379
Cullen L., Christopher T. Career Progression of Female Accountants in the State Public Sector // Australian Accounting Review. 2012. Vol. 22. Is. 1. P. 68–85. DOI: 10.1111/j.1835–2561.2011.00159.x
Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. Berlin: Springer Science & Business Media, 1985.
Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York: Vintage books, 2000.
Oladimeji K., Abdulkareem A., Ishola A. Talent Management, Organizational Culture and Employee Productivity: The Moderating Effect of Employee Involvement // Journal of Human Resource Management — HR Advances and Developments. 2023. Vol. 26. Is. 1. P. 43–56. DOI: 10.46287/DPKF9953
Загрузки
Опубликован
Похожие статьи
- Авшалумов Саймон Станиславович, Ожидания молодых специалистов крупных российских компаний , Государственное управление. Электронный вестник: № 111 (2025)
- Иващенко Наталия Павловна , Попова Вера Геннадиевна, Садов Константин Сергеевич, К вопросу о критериях инновационности бизнес-моделей довузовского образования , Государственное управление. Электронный вестник: № 102 (2024)
- Гаврилюк Артём Владимирович, Чжао Аньжань, Алгоритмизация процессов управления в гиг-экономике , Государственное управление. Электронный вестник: № 102 (2024)
- Микрюков Владимир Олегович, Королёва Арина Витальевна, Шевель Петр Петрович, Возможности и недостатки экспертного прогнозирования результатов выборов (на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва) , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Ахмерова Алсу Мунировна, Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей , Государственное управление. Электронный вестник: № 87 (2021)
- Невзоров Максим Вадимович, Фролова Юлия Николаевна, Организационная культура политических акторов как перспективное направление исследования , Государственное управление. Электронный вестник: № 90 (2022)
- Наумов Александр Олегович, Белоусова Марина Владимировна, Поиск «третьего пути» между государством и рынком: государственное предпринимательство в Италии в середине XIX–второй половине XX в. , Государственное управление. Электронный вестник: № 94 (2022)
- Савина Мария Игоревна, Чрезвычайная ситуация и чрезвычайность: проблемы теоретической концептуализации , Государственное управление. Электронный вестник: № 103 (2024)
- Якимчук Наталья Николаевна, Кузнецова Марина Николаевна, Иванова Марина Вячеславовна, Государственное управление устойчивым развитием территорий: опыт Финляндии и России , Государственное управление. Электронный вестник: № 85 (2021)
- Щербаков Артем Сергеевич, Релевантность показателя «количество объектов интеллектуальной собственности» для целей оперативного управления инновационной деятельностью региона , Государственное управление. Электронный вестник: № 111 (2025)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

