Цифровая платформа как одна из доминантных бизнес-моделей цифровой экономики
Ключевые слова:
Цифровая платформа, бизнес-модель, цифровые технологии, типы цифровых платформ, функции цифровых платформ, сетевые эффекты (эффекты платформенных сетей)Аннотация
В статье представлен теоретический обзор нового феномена современной экономики — цифровых платформ, представляющих новые возможности для развития бизнеса и обеспечивающих с помощью цифровых технологий совершенно новое качество жизни их пользователям. Выявлены ключевые ограничения привязки компаний к физическому месту и роль цифровых технологий в их снятии; определены основные проблемы, наиболее характерные для стадии создания платформ, а также возникающие различия между платформами и традиционными рынками; кроме того, приведены примеры существования платформ еще задолго до цифровой эпохи, когда произошла институционализация двухсторонних рынков. Показано, что намного более быстрые темпы роста платформенного бизнеса (по сравнению с традиционным бизнесом) объясняются тем, что платформы используют новые источники роста — ресурсы, которые им не принадлежат. В результате подтверждено, что ключевой ценностью в платформенном бизнесе являются данные. В статье также рассмотрены изменения в методах управления бизнесом в результате смещения фокуса бизнеса с внутренней ориентации на внешнюю; дана интерпретация типов платформ и осуществляемых ими функций. В ходе исследования выяснено, что совместное использование базовой трансакции и функций платформы создает вокруг нее сети, рынки и сообщества. Установлено, что крупнейшие по капитализации мировые компании, являющиеся двухсторонними платформами, достигли своих успехов за счет экономии на росте спроса, достигаемой за счет технологических усовершенствований на стороне спроса и проявляющейся в сетевых эффектах.
Библиографические ссылки
Бхаттачарья А., Ланг Н., Хемерлинг Д. Больше чем великие. Девять стратегий, которые помогут добиться процветания в эру социальной напряженности, экономического национализма и технологических революций. М.: Просвещение, 2021.
Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса.: изменение бизнес-модели для организации нового поколения. М.: Альпина Паблишер, 2019.
Исаева А.Э., Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Критическое осмысление концептуальных подходов к анализу бизнес-моделей // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 3–21.
Лаукс Дж., Маколей Дж., Норонха Э., Уэйд М. Цифровой вихрь: как побеждать диджитал-новаторов их же оружием. Москва: Эксмо, 2018.
Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
Мехта Н., Детройя П., Агаше А. В одно касание. Бизнес-стратегии Google, Facebook, Amazon и других корпораций. Спб.: Питер, 2020.
Моазед А., Джонсон Н. Платформа: Практическое применение революционной бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019.
Мошелла Д.Путеводитель по цифровому будущему. Отрасли, организации и профессии. М.: Альпина Паблишер, 2020.
Орловский В., Коровкин В. От носорога к единорогу. Как управлять корпорациями в эпоху цифровой трансформации. Москва: Эксмо, 2020.
Остервальдер А., Пинье И., Этьембль Ф., Смит А. Непобедимая компания: как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших. М.: Альпина Паблишер, 2021.
Паркер Д., Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Петрунин Ю.Ю., Силуянова Ю.А., Мягков М.Г., Козицин И.В., Осипов С.Д. BIG DATA и нейросетевые технологии в изучении электорального поведения // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2019. Т. 21. № 4. С. 45–57.
Пурлик В.М. Управление операционной и стратегической эффективностью бизнеса: монография. Москва: Издательство Юрайт, 2020.
Тироль Ж. Экономика для общего блага. М.: Издательство Института Гайдара, 2020.
Хоффман Р., Йе К. Блиц-масштабирование: как создать крупный бизнес со скоростью света. М.: Альпина Паблишер, 2019.
Eisenmann T., Parker G., Alstyne M. Strategies for Two-Sided Markets // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84. № 10. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/1704705/mod_resource/content/1/Eisenmann%20-%20Estrat%E2%80%9Agias%20para%20mercados%20multilaterais.pdf
Gilder G. Telecosm: The World after Bandwidth Abundance. New York: Touchstone, 2000.
Hagiu A., Lee R.S. Exclusivity and Contro // Journal of Economics and Management Strategy. 2011. Vol. 20. № 3. P. 679–708. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1530-9134.2011.00302.x
Shapiro C., Varian H.R. Information Rules. Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 1999.