Как измерить культурный код? Количественный анализ семантики в сказках А.С. Пушкина и в ценностях российской молодежи

Как измерить культурный код? Количественный анализ семантики в сказках А.С. Пушкина и в ценностях российской молодежи

Авторы

Ключевые слова:

Культурный код, сказки А.С. Пушкина, ценности молодежи, векторный семантический анализ, автоматизированный алгоритм, тезаурус Роже

Аннотация

Формализовать понятие «культурный код» означает выделить количественные параметры, доступные для точного измерения, сравнения в разных культурах и долгосрочных наблюдений. Эта задача в полной мере до сих не решена. В частности, не существует инструментов для количественной оценки возможного влияния произведений массовой культуры на культурный код, при том что сам факт такого влияния не подвергается сомнению. В данной работе исследованы тексты сказок А.С. Пушкина как примеры массовых и общеизвестных произведений для представителей культурной общности носителей русского языка; сопоставлены содержащиеся в сказках смыслы со смыслами ценностей российских школьников и студентов, вербализованных в виде свободных ассоциации с «чем-то самым важным в жизни». Для количественного анализа использовался автоматизированный алгоритм для перевода текста в вектор с частотами семантических групп тезауруса Роже. Общая семантическая близость сказок с ценностями молодежи оказалась меньше, чем близость сказок между собой. Пять наиболее значимых смыслов, общих между сказками и ценностями, можно условно обозначить словами Любовь, Удовольствие, Человечество, Существование, Родство. В целом представленная в работе методика позволяет в автоматическом режиме проводить количественное сопоставление смыслов в заданных литературных произведениях и заданных целевых группах и может быть применена для дальнейших исследований культурного кода.

Библиографические ссылки

Андреюк Д.С., Очковская М.С. Соответствие контекста упоминания бренда в литературе современным ценностям бренда и целевой аудитории (на примере Nestlé в воспоминаниях К. Чуковского об А. Ахматовой) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2022. № 4. С. 527–547. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2022.402

Андреюк Д.С., Петрунин Ю.Ю., Храбровская В.Д. Метод кластеризации групп молодежи на основании ценностных смыслов в отношении профессионального развития и жизни в целом // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 221–242. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10117

Андреюк Д.С., Ливитина А.С., Сушко Н.С. Семантический анализ структуры ценностей группы с помощью Тезауруса Роже: автоматизированный алгоритм // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 91. С. 148–161. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-91-148-161

Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

Велилаева Л.Р., Абдулжемилева Ф.И. Культурный код в художественной литературе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 527–529.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С., Сорокин О.В. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: структурно-таксономическое моделирование // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 23–36. DOI: 10.31857/S013216250014766-5

Конькина Е.В., Николаева Н.А., Савинова И.А. Отражение традиций народной педагогики в сказках А.С. Пушкина // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 7. С. 284–288.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Сов. писатель, 1987.

Оконешникова А.В. Сказки А.С. Пушкина // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 1–2. С. 164–168.

Сорокин О.В. Смысловые девиации российской молодежи в сфере труда // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 79–90. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-6

Gerasimenko V., Andreyuk D., Kurkova D. Approach for Management of Brand Positioning: Quantification of Value Matching between Brand and Target Audience // Polish Journal of Management Studies. 2021. Vol. 24. Is. 1. P. 96–111. DOI: 10.17512/pjms.2021.24.1.06

Hofstede G. Cultures Consequences. Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations across Nations. Thousand Oaks, London, New Dehli: Sage Publications, 2001.

Klingenstein S., Hitchcock T., DeDeo S. The Civilizing Process in London’s Old Bailey // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111. Is. 26. P. 9419–9424. DOI: 10.1073/pnas.140598411

Ochiai A. Zoogeographical Studies on the Soleoid Fishes Found Japan and Its Neighboring Regions // Bulletin of the Japanese Society of Scientific Fischeries. 1957 Vol. 22. Is. 9. P. 526–530.

Roget P.M. Roget’s Thesaurus of English Words and Phrases. Austin: MICRA, Inc., 1991.

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. Is. 3. P. 550–562. DOI: 10.1037/0022-3514.53.3.550

TenHouten W.D. Social Dominance Hierarchy and the Pride-Shame System // Journal of Political Power. 2017. Vol. 10. Is. 1. P. 94–114.

DOI: 10.1080/2158379X.2017.1285154

Загрузки

Опубликован

30.10.2023

Как цитировать

Как измерить культурный код? Количественный анализ семантики в сказках А.С. Пушкина и в ценностях российской молодежи. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 98, 151-161. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/34

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Как измерить культурный код? Количественный анализ семантики в сказках А.С. Пушкина и в ценностях российской молодежи. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 98, 151-161. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/34

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 > >> 

Похожие статьи

1-10 из 207

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...