Государственное управление. Электронный вестник

От пропаганды к публичной дипломатии: история появления и развития оригинального концепта

Авторы

Ключевые слова:

Пропаганда, публичная дипломатия, «мягкая сила», Ватикан, США, Первая мировая война, Вторая мировая война, холодная война, Гарольд Лассуэлл, Эдмунд Галлион, Джозеф Най, Николас Калл

Аннотация

Статья анализирует трансформацию технологий распространения информации и осуществления внешнеполитического влияния от применения методов пропаганды к зарождению и становлению концепции публичной дипломатии. Авторы изучают историю появления термина и эволюцию института внешнеполитической пропаганды со времен Древнего мира до конца XIX века, отдельно останавливаются на особенностях развития внешнеполитической пропаганды в первой половине прошлого столетия, подробно рассматривают переход от внешнеполитической пропаганды к публичной дипломатии во второй половине ХХ века, а также дальнейшую эволюцию данного концепта. Новизна исследования заключается в том, что трансформация понятия «пропаганда» рассматривается в общеисторическом контексте; кроме того, в статье проводится сравнительный анализ пропаганды и публичной дипломатии и устанавливаются их основополагающие различия. Публичная дипломатия представляет собой инструмент, применяемый как правительствами, так и частными акторами, для формирования положительного образа страны-субъекта посредством вещания, культурного экспорта, организации обменов и прочего в общественной среде стран-адресатов. Теоретически основой публичной дипломатии является достоверная информация, способная вызвать доверие у аудитории, в то время как пропаганда применяется в первую очередь в краткосрочных целях и направлена на манипуляцию общественным сознанием с помощью искажения или одностороннего освещения фактов. Несмотря на то, что современная научная мысль предлагает ряд критериев для размежевания пропаганды и публичной дипломатии, отличить использование последней от применения пропагандистских методов на практике — сложная и трудновыполнимая задача. Авторы приходят к выводу, что концепция публичной дипломатии представляет собой одновременно производное от феномена пропаганды и научную попытку отмежеваться от нее, однако в современных условиях геополитической турбулентности провести четкую грань между ними становится все сложнее.

Информация об авторах

  • Наумов Александр Олегович, МГУ имени М.В. Ломоносова

    Доктор исторических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

    SPIN-код РИНЦ: 2905-0930

    naumovao@my.msu.ru

  • Белоусова Марина Владимировна, МГУ имени М.В. Ломоносова

    Ассистент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва РФ.

    SPIN-код РИНЦ: 3509-2108

    Belousova@spa.msu.ru

  • Андреева Наталья Вадимовна, МГУ имени М.В. Ломоносова,

    Аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

    SPIN-код РИНЦ: 7679-4469

    AndreevaNV@spa.msu.ru

Библиографические ссылки

Артамонова У.В. Направления и формы реализации публичной дипломатии // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2021. № 2. С. 49–56. DOI: 10.20542/afij-2021-2-49-56

Бернейс Э. Пропаганда. Москва: Hippo Publishing, 2010.

Власов А.В. Современные технологии публичной дипломатии // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 11. С. 3308–3314. DOI: 10.35775/PSI.2021.75.11.038

Власов А.В. Влияние использования публичной дипломатии на обеспечение информационной безопасности государства // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 1. С. 236–240. DOI: 10.35775/PSI.2022.82.1.026

Долженкова Е. Эволюция методов пропаганды во время Второй мировой войны // Российское право онлайн. 2021. № 2. С. 76–79.

Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне. Москва: ИНИОН РАН, 2021.

Липпман У. Общественное мнение. Москва: Институт Фонда Общественное мнение, 2004.

Наумов А.О. От Советского Союза к Российской Федерации. Эволюция отечественной системы «мягкой силы» и публичной дипломатии // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2. С. 102–117.

Цыганов В.Е. Публичная дипломатия: технологии, функции и особенности применения // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 12. С. 3761–3767. DOI: 10.35775/PSI.2021.76.12.042

Armitage D. The Declaration of Independence: A Global History. Cambridge: Harvard University Press, 2007.

Childs H. An Introduction to Public Opinion. New York: Wiley, 1940.

Cull N. Public Diplomacy. Foundations for Global Engagement in the Digital Age. Cambridge: Polity Press, 2019.

Deringel S. The Well-Protected Domains: Ideology and the Legitimation of Power in the Ottoman Empire, 1876–1909. London: I.B. Tauris, 1998.

Doob L.W. Public Opinion and Propaganda. New York: Henry Holt and Company, 1948.

Fallon R.T. Milton in Government. University Park: Pennsylvania State University Press, 1933.

Fellows E. ‘Propaganda’: History of a Word // American Speech. 1959. Vol. 34. Is. 3. Р. 182–189. DOI: 10.2307/454039

Garth J., O’Donnel V. Propaganda and Persuasion. Thousand Oaks: SAGE, 2012.

Herman E.S., Chomsky N. Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. New York: Pantheon Books, 2002.

Kater M. Inside Nazis. The Goebbels Diaries, 1924–1941 // Canadian Journal of History. 1990. Vol. 25. Is. 2. P. 233–243. DOI: 10.3138/cjh.25.2.233

Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda // The American Political Science Review. 1927. Vol. 21. Is. 3. P. 627–631.

DOI: 10.2307/1945515

Lindernan E., Miller C. Introduction to Harold Lavine and James Wechsler. War Propaganda and the United States. New Haven: Yale University Press, 1940.

McManamon J. The Text and Contexts of Ignatius Loyola’s “Autobiography”. New York: Fordham University Press, 2013.

Nye J. Soft Power // Foreign Policy. 1990. № 80. P. 153–171. DOI: 10.2307/1148580

Nye J. The Information Revolution and American Soft Power // Asia–Pacific Review. 2002. Vol. 9. Is. 1. Р. 60–76. DOI: 10.1080/13439000220141596

Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

Nye J. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. Is. 1. P. 94–109. DOI: 10.1177/0002716207311699

The Constitutions of the Society of Jesus and Their Complementary Norms: A Complete English Translation of the Official Latin Texts / ed. by V. Padberg. St. Louis: The Institute of Jesuit Sources, 1996.

Parmiter de G. The King’s Great Matter: A Study of Anglo-Papal Relations 1527–1534. London: Longmans, 1967.

Taylor P. Ethics and International Propaganda // The Handbook of Global Communication and Media Ethics. Volume II / ed. by R. Fortner, P. Fackler. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2011. P. 912–932.

Waller M. The Public Diplomacy Reader. Washington: The Institute of World Politics Press, 2007.

Young K. Social Psychology. New York: Crofts, 1944.

Загрузки

Опубликован

30.10.2023

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Наумов, А., Белоусова, М. and Андреева, Н. (2023) “От пропаганды к публичной дипломатии: история появления и развития оригинального концепта”, Государственное управление. Электронный вестник, (96), pp. 163–176. Available at: https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/64 (Accessed: 24 February 2025).

Похожие статьи

1-10 из 55

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.