Целевые установки применения Российской Федерацией принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств
Ключевые слова:
Международные отношения, территориальная целостность, самоопределение, непризнанные государства, принцип территориальной целостности, право народа на самоопределение, РоссияАннотация
В статье предпринимается попытка проанализировать целевые установки реализации Россией принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств. Цель исследования — выявить целевые установки реализации этих принципов Российской Федерацией. В работе использованы такие методы, как анализ прессы, сравнительный, системный анализ, анализ документов, а также нормативистский метод. Основными результатами работы являются следующие положения. Анализ политики Российской Федерации по применению принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств на примерах Приднестровья, Косова и Крыма позволил выявить целевые установки применения указанных принципов Россией, влияющие на превалирование того или иного принципа. Эти целевые установки связаны с национальными интересами РФ, но в то же время имеют свою специфику. К этим целевым установкам относятся необходимость сохранения своей территориальной целостности; необходимость обеспечения безопасности вблизи государственных границ в целях защиты принципа территориальной целостности государств; необходимость защитить население от этнонациональных конфликтов внутри страны; необходимость защитить культурное многообразие страны. Выявленные целевые установки в случае их концептуализации и официального обнародования на государственном уровне позволят сделать позицию Российской Федерации в отношении реализации принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств более предсказуемой, что будет способствовать укреплению статуса России на международной арене как гаранта международного права и безопасности.
Библиографические ссылки
Абдуллаев М.Н. Стратегия и основные направления государственной национальной политики Российской Федерации // Юридический вестник. Журнал ДГУ. 2017. № 4. С. 9–13. DOI: 10.21779/2224-0241-2017-24-4-9-13
Амелин В.В. Взаимодействие органов власти и НКО по реализации Стратегии государственной национальной политики (региональный аспект) // Вестник Российской нации. 2015. № 4(42). С. 115–126.
Аристархов В.В. Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики // Культурологический журнал. 2019. № 2(36). URL: http://cr-journal.ru/files/file/06_2019_11_13_46_1561720426.pdf
Баскаев Е.В. Роль Федеративного договора 1992 года в формировании политических и межэтнических отношений // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 13. С. 64–69.
Болотина И.И., Исаева А.Ю. Анализ стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 31–39.
Бугай Н.Ф. Проблема межэтнических отношений Российской Федерации в современной историографии. 1990-е – 2017 гг. // Белые пятна российской и мировой истории. 2017. № 4–5. С. 53–76.
Вельяминов Г.М., Вознесенская Н.Н., Курбанов Р.А. Воссоединение Крыма с Россией // Закон и право. 2019. № 1. С. 15–24. DOI: 10.24411/2073-3313-2019-10001
Галинский Я.О. Национальная идея как детерминант самоопределения и консолидации приднестровского народа // Власть. 2019. № 2. С. 136–142. DOI: 10.31171/vlast.v27i2.6340
Кашенков Р.Ю. Соотношение принципа территориальной целостности и принципа равноправия и самоопределения народов (на примере Крыма) // Modern Science. 2019. № 6–3. С. 94–99.
Нацвлишвили Н., Золоева З.Т. Проблема континуитета («продолжательства») РФ после распада СССР // Научно-техническая конференция обучающихся и молодых ученых СКГМИ (ГТУ) «НТК-2017». Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), 2017. С. 270–274.
Соколова Ф.Х. Эволюция национальной политики России в конце XX – начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2016. № 6. С. 54–67. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.54
Сосенков Ф.С. Право наций на самоопределение как принцип международного права в контексте территориальной целостности государства // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 515–516.
Суслов Е.В. Динамика изменений, внесенных в конституцию республики Марий Эл, как индикатор обеспечения социально-политического порядка в республике // Марийский юридический вестник. 2015. № 3(14). С. 30–35.
Тарасова Ю.Б., Баскаков В.А. Корпоративная стратегия как условие развития этнокультурной сферы в контексте культурной политики России // Культура и цивилизация. 2018. № 6А. С. 127–133.
Филатов М.С. Политическая практика применения и толкования принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 6. С. 67–86. DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-6-67-86
Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010.
Al Sabbagh J. The Right to Self-Determination of Modern Secessionist Movements under International Law // International Review of Law. 2021. Vol. 10. Is. 1. DOI: 10.29117/irl.2021.0163
Czapliński W., Wyrozumska A. Prawo międzynarodowe publiczne. Zagadnienia systemowe wydanie. Warszawa: C.H. Beck, 2014.
Isachenko D. Türkei-Russland-Partnerschaft im Krieg um Bergkarabach: militarisierte Friedensstiftung mit Folgen für die Konflikttransformation // SWP-Aktuell 2020/A 88. 2020. DOI: 10.18449/2020A88