Обучение персонала российских организаций сферы культуры и искусства
Ключевые слова:
Обучение персонала, организации сферы культуры и искусства, диагностика образовательных потребностей персонала, программа обучения, активные методы обученияАннотация
Наряду со многими отечественными организациями, организации сферы культуры и искусства заинтересованы
в пополнении и обновлении знаний и умений сотрудников, их регулярном обучении. «Наличие работников учреждения, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку», включено в число показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства и работы их руководителей. Выбор программ обучения персонала, занятого в сфере культуры и искусства, должна предварять диагностика образовательных потребностей сотрудников, позволяющая организовать обучение с учетом их спроса на тематику образовательных программ, методы обучения, формат и продолжительность занятий. Разработанная нами анкета для диагностики образовательных потребностей сотрудников организаций сферы культуры и искусства включает блоки вопросов о готовности сотрудников принимать участие в программах обучения, их потребностях в получении знаний и развитии компетенций, приоритетных для них методах обучения, опыте их участия в обучающих мероприятиях, предпочтительных условиях прохождения обучения. Проведенная апробация анкеты показала, что она является информативным, быстрым и удобным способом получения сведений об образовательных потребностях респондентов, может быть легко адаптирована к использованию в любых организациях сферы культуры и искусства. Полученные результаты позволили наметить направления совершенствования действующих программ обучения персонала в этой сфере; существенно расширить тематику программ обучения сотрудников организаций сферы культуры и искусства, адаптировать содержание программ обучения к профессиональным особенностям и запросам потенциальных слушателей. Они также оказались эффективны в проведении обучения с применением активных методов обучения, в особенности тренингов, мастер-классов и дискуссий. И наконец, они обеспечили практическую направленность образовательных программ и оптимизацию продолжительности, времени и формата обучения.
Библиографические ссылки
Бабаян И.В. Компетенции руководителей образовательных учреждений культуры: запрос на командность, ответственность и самодисциплину // Управление культурой. 2022. № 2(2). С. 21–26.
Батоврина Е.В. Управление персоналом инновационных организаций. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2019.
Гомбоева М.И., Спандерашвили Н.И. Социокультурные основания современных практик дополнительного профессионального образования сферы культуры и искусства // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 3. С. 159–167. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-3-159-167.
Додохян Т.М. Анализ передового опыта организации обучения персонала промышленных предприятий как инструмента повышения их инновационной активности // Организатор производства. 2021. Т. 29. № 4. С. 59–67. DOI: 10.36622/VSTU.2021.91.94.006
Капустина Н.И. Профессиональная подготовка работников сферы культуры как условие эффективности работы клубных учреждений // Культурное наследие России. 2015. № 2. С. 61–63.
Курбатов Д.П. Особенности формирования программ повышения квалификации работников сферы культуры // Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году российского кино: в 3 ч. СПб: СПбГИКиТ, 2017. Ч. 1. С. 98–100.
Мугаева Е.В. Роль обучения персонала в повышении качества предоставляемых услуг сферы гостеприимства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. Т. 7(77). С. 93–96. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-7-93-96
Подвербных О.Е., Онисифорова Е.В. Формирование инновационного потенциала как фактора повышения конкурентоспособности работников наукоемкого предприятия. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2015.
Рудакова Н.В. Выявление образовательных потребностей и запросов на переподготовку и повышение квалификации в учреждениях культуры Иркутской области. Иркутск: ГБУ ДПО ИО Иркутский областной учебно-методический центр культуры и искусства «Байкал», 2019.
Тимофеева А.Г. Обучение и развитие персонала как условие успешной ESG-трансформации российских банков // Московский экономический журнал. 2022. № 5. С. 775–781. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_5_328
Штолер А.В., Штолер Н.Н., Япринцева К.Л. Проблемы взаимодействия образовательной организации и организаций-работодателей в сфере культуры: опыт исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 136–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-136-151
Barragán-Ocaña A., Oliver-Espinoza R., Luna-López K.A. Specialized Human Resources Training and Innovation in Latin America: The Case of Biotechnology // Gazzetta Medica Italiana Archivio per le Scienze Mediche. 2020. Vol. 179. Is. 1–2. P. 67–72. DOI: 10.23736/S0393-3660.18.03941-4
Boylan P. The Intangible Heritage: A Challenge and an Opportunity for Museums and Museum Professional Training // International Journal of Intangible Heritage. 2006. Vol. 1. P. 54–65.
Kupec V., Lukac M., Pisar P., Gubiniova K. Increasing Personnel Competencies in Museums with the Use of Auditing and Controlling // Sustainability. 2020. Vol. 12. Is. 24. DOI: 10.3390/su122410343
Otoo F. Human Resource Development Practices and Banking Industry Effectiveness: The Mediating Role of Employee Competencies // European Journal of Training and Development. 2019. Vol. 43. Is. 3/4. P. 250–271. DOI: 10.1108/EJTD-07-2018-0068
Siddiqui D., Sahar N. The Impact of Training and Development and Communication on Employee Engagement — A Study of Banking Sector // Business Management and Strategy. 2019. Vol. 10. Is. 1. P. 23–40. DOI: 10.5296/bms.v10i1.14592
Veis Y.V., Eremicheva O.Y., Kostyleva I.B., Tikhonov V.S. HR Training in Digital Economy: Innovative Investment Projects // Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering Economics Week 2020. Lecture Notes in Networks and Systems / ed. by S. Ashmarina, V. Mantulenko, M. Vochozka. Cham: Springer, 2021. Vol. 139. P. 688–696. DOI: 10.1007/978-3-030-53277-2_82