Геймификация как технология управления персоналом инновационных организаций
Ключевые слова:
Геймификация, игровые технологии, игровые инструменты, инновационные организации, социальная технология, практики управления персоналомАннотация
Особое место в управлении инновационными организациями занимает управление сотрудниками, обладающими
высоким уровнем квалификации и предъявляющими высокие требования к месту работы и условиям труда.
Относительно новым подходом к управлению персоналом, занятым в инновационной сфере, является геймификация — использование игровых приемов и инструментов в решении кадровых задач. Цель статьи — уточнить круг задач, определить направления и условия успешного использования геймификации в управлении персоналом инновационных организаций. Анализ опыта отечественных и зарубежных инновационных организаций показал актуальность и востребованность применения игровых приемов и инструментов для привлечения талантливых сотрудников, повышения мотивации и вовлеченности персонала, обучения и развития сотрудников, создания условий, атмосферы, способствующих раскрытию и реализации их профессионального и творческого потенциала. Из подхода к решению разовых задач геймификация постепенно превращается в тщательно продуманную последовательность этапов и действий, направленных на реализацию комплекса задач по управлению персоналом на постоянной основе, что указывает на ее «технологичный» характер, соответствие признакам социальной технологии. Ее успешной реализации на практике способствует поддержка со стороны руководства, наличие технической базы, программного обеспечения и специалистов, необходимых для администрирования онлайн-модулей игры или серии игр, а также помощь игротехников, геймификаторов, методологов и других экспертов в области разработки сценариев и механики игр, их проведения. Необходимость вовлечения целой команды специалистов в реализацию инициативы геймификации является одним из ограничений ее использования в малых и средних инновационных организациях.
Библиографические ссылки
Адизес И. На пороге управленческой революции // Harvard Business Review. Россия. 2017. Январь — февраль. С. 12–13.
Антипова А.С. Геймификация как инструмент подбора персонала банка // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: сборник научных статей и тезисов выступлений I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 27–31.
Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб.: Гуманистика, 2006.
Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2015.
Ветушинский А. Больше, чем просто средство: новый подход к пониманию геймификации // Социология власти. 2020. Т. 32. № 3. С. 14–31. DOI: 10.22394/2074-0492-2020-3-14-31
Гуреева Е.Г., Летова Я.С. Геймификация как новый способ мотивации сотрудников // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2021. Т. 1. С. 167–172.
Маркеева А.В. Геймификация в бизнесе: проблемы использования и перспективы развития // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2. №3. С. 169–190. DOI: 10.18334/lim.2.3.596
Попиков А.А. Геймификация как направление повышения эффективности деятельности организации // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2020. № 1. С. 83–85.
Сафронова Ж.С., Генкин И.О. Теоретические аспекты геймификации — инновационного инструмента управления персоналом современной фармацевтической компании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2-2. С. 85–90. DOI: 10.23670/IRJ.2021.103.2.048
Уэлч Дж., Бирн Дж. Джек. Мои годы в GE. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2011.
Щелкунова С.А., Казеева Е.М., Шагарова М.С. Геймификация как механизм повышения лояльности персонала в холдинге ОАО «РЖД» // Вестник СамГУПС. 2016. № 2. С. 91–94.
Dale S. Gamification: Making Work Fun, or Making Fun of Work? // Business Information Review. 2014. Vol. 31. Is. 2. P. 82–90.
Humlung O., Haddara M. The Hero’s Journey to Innovation: Gamification in Enterprise Systems // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. P. 86–95. DOI: 10.1016/j.procs.2019.12.158
Hussain S., Qazi S., Ahmed R., Streimikiene D., Vveinhardt J. Employees Management: Evidence from Gamification Techniques // Montenegrin Journal of Economics. 2018. Vol. 14. Is. 4. P. 97–107. DOI: 10.14254/1800-5845/2018.14-4.7
Raftopoulos M., Walz M., Greuter S. How Enterprises Play: Towards a Taxonomy of Enterprise Gamification // Proceedings of DiGRA2015: Diversity of play: Games — Cultures — Identities (Lüneburg, Germany, 14–17 May 2015). Lüneburg: DiGRA, 2015.
Roth S., Schneckenberg D., Tsai C.-W. The Ludic Drive as Innovation Driver: Introduction to the Gamification of Innovation // Creativity and Innovation Management. 2015. Vol. 24. Is. 2. P. 300–306. DOI: 10.1111/caim.12124
Ruhi U. Level Up Your Strategy: Towards a Descriptive Framework for Meaningful Enterprise Gamification // Technology Innovation Management Review. 2015. Vol. 5. Is. 8. P. 5–16. DOI: 10.22215/timreview/918
Zichermann G., Cunningham C. Gamification by Design: Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps. Sebastopol: O’Reilly Media, 2011.