Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике

Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике

Авторы

Ключевые слова:

Инновационная деятельность, образовательные организации, цифровизация образовательной деятельности, объекты интеллектуальной собственности, цифровая экономика

Аннотация

В работе исследуются вопросы активизации инновационной деятельности образовательных организаций системы высшего образования в цифровой экономике на основе особенностей построения инновационной деятельности,
использования инструментов в процессе цифровизации образовательных процессов. Объект работы — инновационная деятельность образовательных организаций системы высшего образования; предме — инструменты активизации инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике. Исследование направлено на изучение особенностей управления инновационной деятельностью образовательных организаций; особенностей организации инновационной деятельности образовательных организаций и управления ею на основе менеджмента объектов интеллектуальной собственности (ОИС); процессов цифровизации в инновационной деятельности образовательных организаций. К методам исследования относятся анализ, синтез, классификация, системно-функциональный подход. В результате подтверждена гипотеза исследования, заключающаяся в проверке подхода на основе менеджмента ОИС как результата инновационной деятельности образовательной организации высшего образования, когда ОИС служат основой построения инновационной деятельности вуза; подтверждена гипотеза исследования в части, касающейся выявления новых ОИС в процессе цифровизации образовательных организаций; результаты Национального рейтинга российских университетов «Интерфакс» показал взаимосвязь показателей рейтинга и ОИС; выявлены общее и различия в результатах Национального рейтинга российских университетов «Интерфакс» по параметру «Инновации» и рейтинга «Индекс изобретательской активности российских университетов — 2022» аналитического центра «Эксперт»; сформулировано понятие «цифровизация образовательной организации», под которым понимается совокупность процессов виртуализации активов, управления и уберизации образовательных, управленческих процессов; сформирована схема возможностей цифровых платформ и цифровых ресурсов в инновационной деятельности образовательных организаций с учетом процессов цифровизации и уберизации; исследованы вопросы инструментария активизации инновационной деятельности университета (внешние и внутренние) в цифровой экономике; исследованы вопросы мотивации преподавателей, обучающихся вуза в период цифровизации на основе использования инструментов дизайн-мышления, что позволяет создавать ОИС на основе принципов человекоцентричности, социально значимых проектов.

Биографии авторов

Гумерова Гюзель Исаевна, Финансовый университет при Правительстве РФ

Доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 4426-5494

GIGumerova@fa.ru

Шаймиева Эльмира Шамилевна, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

Доктор экономических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний,
факультет менеджмента и инженерного бизнеса, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП),
Казань, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 5592-5270

shaimieva@ieml.ru

Библиографические ссылки

Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л., Руднев В.В., Дмитриев М.С. Игровые технологии как вид проблемного обучения и средство активизации деятельности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 3–1. С. 83–87.

Антонова И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях Республики Татарстан. Казань: Познание, 2013.

Ахметшин Э.М., Васильев В.Л. Подходы к управлению ресурсами современного университета в условиях цифровизации // E-Management. 2022. Т. 5. № 2. С. 4–14. DOI: 10.26425/2658-3445-2022-5-2-4-14

Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т 30. № 3. С. 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25

Бикеев И.И. Модель организации научной работы в молодом вузе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 52–58.

Голубев Н., Назаров А., Козлов А., Ходырева Ю., Хомик А. Модель повышения инновационной открытости крупных компаний. М.: Агентство стратегических инициатив, 2019.

Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 59–75. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75

Гумерова Г.И., Хюзиг С., Шеве Г., Бутнева А.Ю., Шаймиева Э.Ш. Формирование организационно-управленческого подхода на основе менеджмента объектов интеллектуальной собственности в области международного научного сотрудничества // Государственное управление. Электронный вестник 2022. № 91. С. 45–65. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-91-45-65

Дмитриева С.А. Дизайн-мышление как новая парадигма корпоративных финансов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3. С. 112–115.

Дудышева Е.В., Мокрецова Л.А. Построение образовательной экосистемы инноваций в региональном педагогическом университете в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. 2021. № 3–1. С. 21–33. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-21-33

Ильиных И.Н. Мотивация достижения как важная психологическая составляющая успешной инновационной деятельности преподавателя высшей школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 21–1. С. 134–140.

Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации. 2016. № 5(211). С. 3–9.

Кобылко А.А. Перспективы развития бизнес-экосистем: конкуренция, сотрудничество, специализация // Russian Journal of Economics and Law. 2022 Т. 16. № 4. С. 728–744. DOI: 10.21202/2782-2923.2022.4.728-744

Корниенко О.А., Рыжикова Т.Н. Генезис инновационной экосистемы как системы производства знаний и национальной конкурентоспособности // Инновации в менеджменте. 2019. № 3(21). С. 38–45.

Мизюрова Э.Ю., Рокитянская К.А. Современные технологии в развитии творческих способностей обучающихся // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8(198). С. 185–190. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p185-190

Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н. Исследование инновационной подсистемы университетской кафедры как субстрата региональной инновационной системы // Регионология. 2018. Т. 26. № 3. С. 474–493. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.474-493

Пономарева О.И. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала // ЦИТИСЭ. 2019. № 5(22). С. 344–353. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.31

Петрищев П.В., Масюк Н.Н., Бушуева М.А. Методы оценки результативности партнерства российских университетов с зарубежными вузами // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 229–232.

Сейтбаткалова А.С., Таменова С.С. Особенности цифровизации в системе развития университетов // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2022. № 2(25). С. 108–111.

Тимирясова А.В. Устойчивое развитие университета — условие процветания региона и страны // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С 105–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116

Трачук А.В., Линдер Н.В. Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015. № 2. С. 58–71. DOI: 10.17747/2078-8886-2015-2-58-71

Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации: новые формы ведения бизнеса в ХХI веке. М.: Добрая книга, 2005.

Фазылзянова Г.И. Дизайн-мышление как философия и методология цифрового общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 1(25). С. 101–108. DOI: 10.24151/2409-1073-2020-1-101-108

Фазылзянова Г.И., Соколова Т.Ю., Балалов В.В. Методология дизайн-мышления как креативный ресурс развития современной системы образования // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1–1. С. 415–427. DOI: 10.34670/AR.2020.1.46.165

Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С. Формирование компетенций инновационного лидерства на основе модели дизайн-мышления // Управление человеческим потенциалом. 2017. № 2. С. 86–90.

Чучалин А.И. Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8–9. С. 79–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-79-96

Шульгин Д.Б., Кортов С.В., Терлыга Н.Г. Опыт формирования системы управления интеллектуальной собственностью в УРФУ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2(102). С. 72–83.

Загрузки

Опубликован

30.10.2023

Как цитировать

Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 193-211. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/65

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 193-211. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/65

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

31-40 из 201

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...