Человеческий потенциал и перспективы развития образования

Человеческий потенциал и перспективы развития образования

Авторы

  • Молчанов Игорь Николаевич МГУ имени М.В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-4252-2387

Ключевые слова:

Человеческий потенциал, политика в сфере образования, законодательные новации, новые профессии и компетенции, креативность, система образования

Аннотация

В составе факторов, влияющих на экономический рост, видная роль отводится образованию. В разных странах мира существуют различия в подходах к организации образовательной деятельности и управлению ей. Цель статьи — поиск средств и инструментов образовательной политики, способствующих накоплению человеческого потенциала. При проведении междисциплинарного исследования использовались труды российских и зарубежных ученых; применялись диалектический и цивилизационный подходы, методы индукции и дедукции, контент-анализа, логических сравнений, экспертных оценок. В результате установлено, что ключевой характеристикой человеческого потенциала является образование (формальное, неформальное, информальное); в условиях глобальных изменений качественные характеристики человеческого потенциала во многом определяет положение государств на мировой арене; на передовых рубежах находятся страны и субъекты экономики, обладающие конкурентными преимуществами, достигающие наибольших результатов хозяйствования в результате эффективного задействования человеческого фактора. Обосновано влияние среднего профессионального и высшего образования на конкурентоспособность национальной экономики; доказана справедливость проведения политики «образование в течение всей жизни», которая предполагает постоянное накопление человеческого капитала посредством системного применения разных форм обучения и повышения квалификации, овладения новыми профессиями и компетенциями. Сделаны выводы о своевременности введения инновационных форм получения знаний на разных ступенях профессионального образования, результатом которого станет улучшение обеспеченности постиндустриального общества квалифицированными специалистами в направлениях и профилях подготовки, востребованных рынком. Дальнейшие исследования целесообразно посвятить изучению инновационных форм обучения слушателей профессиональных образовательных программ в целях максимального обеспечения доступности работников требуемых профессий и квалификаций для нужд социально ориентированной экономики и общества в целом.

Биография автора

Молчанов Игорь Николаевич, МГУ имени М.В. Ломоносова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Доктор экономических наук, профессор, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова; департамент
общественных финансов, финансовый факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 1300-2679

9392940@gmail.com

Библиографические ссылки

Акаев А.A., Десятко Д.Н., Петряков А.А., Сарыгулов А.И. Региональное развитие и система образования в условиях цифровой трансформации // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 4. С. 1031–1045. DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-2.

Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин М.А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. № 2. С. 163–188. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.201.

Давыденко В.А., Андрианова Е.В., Ромашкина Г.Ф., Хузяхметов Р.Р. Междисциплинарный контекст изучения человеческого капитала. Программа исследований // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. № 4 (20). С. 30–51. DOI: https://doi.org/10.21684/2411-7897-2019-5-4-30-51.

Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

Ромашкина Г.Ф., Худякова М.В. Социологический анализ факторов и ресурсов человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 232–251. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.14.

Эскиндаров М.А., Грузина Ю.М., Фирсова И.А., Мельничук М.В. Компетенции человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 199–214. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.12.

Andrews M. The Limits of Institutional Reform in Development: Changing Rules for Realistic Solutions. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

Lutz W., Butz W.P., Samir K.C. (eds.). World Population and Human Capital in the Twenty-First Century. Oxford: Oxford University Press, 2017.

Olimpia N. Disparities Regarding Competitiveness, Human Capital and Inclusive Development in the EU: A Cluster Analysis // Annals — Economy Series. 2019. Vol. 1. P. 61–71.

Загрузки

Опубликован

30.10.2021

Как цитировать

Человеческий потенциал и перспективы развития образования. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 89, 94-104. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/87

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Человеческий потенциал и перспективы развития образования. (2021). Государственное управление. Электронный вестник, 89, 94-104. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/87

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

31-40 из 353

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...